Перевезти через границу запрещенные вещи в Барнаульском аэропорту труднее, чем в столичных воздушных воротах

Октябрь 08 10:24 2018

На недавней рабочей встрече президента России Владимира Путина с главой региона Виктором Томенко обсуждался вопрос реконструкции взлетно-посадочной полосы Барнаульского аэропорта.

Техника техникой, но главное оружие инспектора – глаза.
Фото Ярослава Махначёва

Кроме того, все реальнее становится перспектива строительства международного терминала воздушных ворот краевой столицы. Как сейчас осуществляется контроль прилетающих из-за границы или отбывающих за рубеж в нашей воздушной гавани?

Будем бдить

Конечно, международная нагрузка нашего аэропорта не сравнится с пассажиропотоком того же новосибирского Толмачёво, не говоря уже об аэропортах в мегаполисах. В основном здесь встречают и провожают пассажиров чартерных туристических рейсов – в Тайланд, во Вьетнам и с августа этого года – в китайский Хайнань. Направления не опасные, однако бдительным надо быть в любом случае.

— Сами понимаете, раз в год может и палка выстрелить, – рассуждает начальник таможенного поста Аэропорт Барнаул Алтайской таможни Виталий Пеледов. В этой должности он работает с сентября 2016 года, до этого служил и на границе с Казахстаном, в пункте пропуска в Ташанте, и на внутренних постах, но, по его словам, в аэропорту узнал и увидел много интересного, с чем раньше не сталкивался.

Зарубежная зараза

Всего на таможенном посту Барнаульского аэропорта несут службу семь инспекторов. Они универсальные солдаты, все занимаются всем – и досмотром, и контролем, и декларированием провозимых вещей. Из-за того, что в нашей воздушной гавани нет постоянного расписания зарубежных рейсов, график работы у них сложный: вместо смен по 12 часов, принятых в крупных аэропортах, здесь работают то по 8 часов, то по 12, то еще как-нибудь. Но, так или иначе, кто-то из инспекторов постоянно несет вахту. Кстати, рейсы за рубеж из Барнаула вылетают преимущественно ночью – чтобы туристы прилетали на отдых утром и не теряли день.

После приземления самолета первыми на борт поднимаются сотрудники Роспотребнадзора. Их задача – выявить возможных заболевших, дабы не допустить завоза экзотической заразы. Если таковые находятся, принимаются определенные меры к пассажирам («источника» – в карантин, соседей – на карандаш для контроля), таможенникам же дальнейшие манипуляции с багажом приходится проводить в масках и перчатках. Для особо тяжелых случаев есть противочумный костюм. Надевали их инспекторы лишь раз, нынешней весной – на учениях.

Покинув самолет, пассажиры ждут багаж, получив который, сами проходят через рамки металлоискателя, а сумки – через интроскоп – тот самый рентген, сканирующий вещи. Старший государственный таможенный инспектор поста Сергей Мальцев показывает на изображении – вот ключи, вот нож, а вот что-то железное, возможно кастет.

Излучения от агрегата в пределах нормы, но на всякий случай у каждого инспектора на груди закреплен индивидуальный дозиметр. Пассажиры тоже в безопасности, правда, порой особо активные юные пассажиры норовят залезть на ленту вслед за сумкой – тогда конвейер приходится останавливать, доставать дите.

Разбить? Пол-литра?

Главная современная опасность – экстремизм, терроризм. На каждом посту есть ежедневно пополняемый список запрещенных печатных, аудиовидеоматериалов, а также людей, которых с ними можно поймать. Но с этим наши инспекторы не сталкивались. Их контингент – туристы, везущие из-за границы все, что можно. И что нельзя тоже. Например, луковицы экзотических растений, которые под запретом из-за карантинных ограничений. Это не измена родине, а всего лишь тяга к прекрасному, но такие вещи изымаются. Животных ввозить тоже нельзя.

— Был у нас один орнитолог, которого мы поймали за провозом экзотических птиц. Он их ловил, поил снотворным, заворачивал в носки, клал в коробки – и в багаж. За год до того, как его тут поймали, у него уже был подобный «залет». Бдительный инспектор его еще по документам идентифицировал как потенциального нарушителя, повнимательнее отнёсся к багажу – и нашел там пернатых, – вспоминает Пеледов.

Бич нашего туриста – алкоголь. По нормам без ограничений можно перевезти не более трех литров на человека. Еще два дополнительных – после оплаты, по десять евро за литр. Везут же у нас канистрами, бывает, и по десять литров. Кстати, если везут больше нормы – изымут все. После проверки три литра вернут, остальное – на уничтожение.

— Почему-то, получая водительские права, человек учит ПДД. Покупая технику, читает инструкцию. А перед пересечением границы надеется на авось, слова друга или напутствия гида, – говорит Пеледов. – Вообще, в больших аэропортах, где пассажиропоток в десятки раз больше, глаз инспектора замыливается. Там зачастую ориентируются на оперативную информацию, по которой отслеживают конкретного пассажира или рейс. У нас же самолетов не так много, каждый – событие, поэтому есть возможность очень тщательного досмотра и нарушить тут сложно.

Четвероногая помощь

Кинологи не входят в штат таможенного поста аэропорта, но без них немыслима ни одна смена. Ради эксперимента инспектор прячет в чемодан имитатор наркотика, 15 граммов гашиша. Этот чемодан и еще с десяток аналогичных проходят сканирование интроскопом – в каком именно закладка, увидеть невозможно. В дело вступает служебный русский спаниель Джек. Через минуту он дает знак своему напарнику, старшему таможенному инспектору кинологического отделения Алтайской таможни Виктору Тишкову, садясь у нужного чемодана.

Кинологи обследуют самолет после приземления, а также багаж еще до получения его пассажирами. Если на что-то реагирует – это повод для более пристального досмотра. С тяжелыми наркотиками инспекторы не сталкивались, а вот насвай встречается частенько. Как и загадочные азиатские БАДы и медпрепараты, которые после обнаружения отправляются на экспертизу.

Как рассказал начальник кинологического отдела Алтайской таможни Андрей Боровиков, в аэропорту работают три кинолога с собаками – две овчарки и один русский спаниель. Весной еще появится спаниель английский.

— Наши собаки проходят и общий курс дрессировки, и специфическую подготовку. В отличие от других служебных псов наши ни при каких обстоятельствах не должны напасть на человека, даже если хозяину угрожает опасность. У нас работа с людьми, среди пассажиров много детей, поэтому собака не должна быть злобной, – сообщил Боровиков.

Международный статус Барнаульский аэропорт им. Г.С. Титова получил 18 декабря 1995 года. С сентября 1996 года здесь работает самостоятельный таможенный пост.