В «Журавликах» используют инновационные технологии работы с детьми с ОВЗ

Сентябрь 28 14:17 2018

В краевом реабилитационном центре «Журавлики» используют инновационные технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия с глиной способствуют концентрации внимания.
Фото Андрея Чурилова

Уникальная психотерапевтическая методика Дойзера с применением глиняного поля разработана 40 лет назад. Суть ее проста: перед ребенком ставится контейнер с глиной, с которой можно делать все, что душе угодно.

Потребность вернуться к старому методу возникла по причине появления большого количества детей с гиперактивностью и аутичным спектром – именно в таком формате глина действует на них успокаивающе.

Лепка для непоседы

Улыбчивой Саше шесть лет. Она с усердием мнет глину, на ходу придумывая, что из нее можно сделать. 10-летний Влад поначалу с подозрительностью посматривает на материал перед собой. Видно, что сама мысль испачкать руки о липкую серую массу вызывает у него опасения. Но увлеченность соседки заражает мальчика, и буквально через несколько минут он уже старательно копает ямки в глиняной куче.

— Здесь важен сам процесс, а не результат, – говорит педагог Оксана Губарева. – Особенно хорошо глинотерапия воздействует на детей, которые не могут продолжительное время удерживать внимание. Такие ребятишки, как правило, бегают во время занятий, не могут сосредоточиться, найти выход эмоциям. А глину усердно мнут, лепят из нее что-то, ломают и снова лепят – могут заниматься до 20 минут без перерыва. Это для них великое достижение. С помощью занятий глиной мы способствуем увеличению продолжительности внимания. В принципе, всем непоседам советуем заниматься лепкой.

Кроме того, глинотерапия – один из способов снизить тактильную чувствительность аутичных детей. Как правило, такие ребятишки испытывают страх просто испачкать руки. К глинотерапии в таком случае приучают постепенно – сначала ребенку дают помять пальчиками кусочек, который не липнет к рукам, после чего моют руки. Ребенок понимает, что это не так страшно, что руки снова станут чистыми. Постепенно этот процесс увлекает, и страх отходит на задний план. Почему именно глина, а не песок? Оксана Губарева объясняет, что песок – сыпучий, кинетический, он слипается и рассыпается, а к глине нужно прилагать усилия, чтобы размять, с ней нужно повозиться, она хорошо держит форму.

Снимаем мультики

Вероника с Елисеем предшкольного возраста. Они только посмотрели мультфильм, психолог реабилитационного центра Ольга Белозёрова дала задание – раскрасить героев увиденного анимационного фильма. Ребятишки принимаются за дело без энтузиазма, пытаются уговорить Ольгу Андреевну продлить сеанс. Но педагог интригует – тогда они не узнают, как создают мультики. И, сопя, дети принимаются зараскрашивание. Ведь итогом четырехнедельных занятий должен стать настоящий мультфильм, который они создадут сами!

— Это первый этап анимационной терапии в реабилитации и социализации детей с умственными и психическими особенностями развития, – объясняет Ольга Белозёрова. – Казалось бы, простой способ: посмотрел мультфильм – раскрасил героев, он развивает внимание и память. Иногда после просмотра мультфильма я прошу детей пересказать увиденное. Многие родители жалуются, что их дети не могут вспомнить прочитанное. Пересказ мультфильма постепенно формирует этот навык.

Следующий этап терапии – съемка анимационного фильма. Ребята самостоятельно разрабатывают сценарий, придумывают героев к своему мультфильму.

— В первой группе у нас были ребята 10-12 лет, у них был явный лидер, который предложил сюжет и стал некой движущей силой процесса, – рассказывает психолог. – В основе сценария – мальчик, решивший принять участие в вокальном конкурсе. Мультфильм о его переживаниях, как он готовился, репетировал перед бабушкой и дедушкой, совершенствовался. Роли исполняли деревянные куколки. Процесс съемок достаточно трудоемкий, каждое движение персонажа состоит из десятков кадров. Снимали на камеру обычного мобильного телефона. Монтировали в специальном приложении. Дети терпеливо работали. Самым сложным было договориться между собой о распределении обязанностей. Но в итоге все были заняты процессом, никто не остался без дела.

По словам Ольги Белозёровой, для нее самой стало откровением, когда изначально замкнутый аутичный мальчик, ни с кем не разговаривавший, вдруг включился в процесс, начал общаться с остальными детьми.

— Я вижу эффект. Анимационная терапия способствует развитию творчества и самовыражения, мелкой моторики рук и навыков мастерства, а также повышению самооценки детей и раскрытию их внутренних ресурсов. Терапия позволяет посредством анимации выразить то, что волнует детей, – считает психолог.

Вызвать интерес

Сегодня использование арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Специалисты сходятся во мнении, что данные технологии дают огромные возможности для самовыражения ребенка в продуктах творчества. Приветствуется разнообразие подходов как открытие новых граней творчества.

Помимо глинотерапии и анимации, в центре освоили технику эбру – рисование красками на специальном водном растворе с последующим переносом изображения на бумагу. В идеале вода и краски должны иметь особый состав, но его можно сделать на основе крахмала и желатина, чтобы добиться нужного эффекта без особых затрат для семейного бюджета. В качестве красок достаточно обычной гуаши. Такое рисование, направленное больше на процесс, нежели на результат, обладает расслабляющим эффектом, завораживает и восхищает.

— Основная наша задача – адаптировать детей любыми способами, – говорит заведующая отделением Юлия Попова. – Их может быть множество. Например, снизить повышенную тактильную чувствительность, которая является источником дискомфорта. Это помогает более спокойно относиться к обычным вещам – новой одежде, песку, дождю.

Юлия Попова: «Детей с признаками аутичности, задержкой развития и синдромом гиперактивности становится больше. И мир меняется. Нужны новые подходы. Чтобы ребенок научился самоанализу, до него нужно достучаться. Как это сделать? Вызвать интерес».