Глитч-спектакль для подростков поставили в МТА

Сентябрь 25 13:31 2018

В Молодежном театре Алтая открыли новый сезон премьерой Wonder boy — спектаклем жестким, динамичным, стильным и безжалостным. Таким, каким и должно быть высказывание, адресованное подросткам, пожалуй, самой пристрастной и честной публике в театре.

К концу спектакля одноклассники меняют отношение к главному герою, осознают, что красота — внутри.
Фото Стаса Хазиева

Продвинутая аудитория

Начнем с того, что для режиссера Максима Соколова спектакль на алтайской сцене далеко не первый опыт постановки, предназначенной для тинейджеров. В 2016 году на барнаульской сцене шел его спектакль «Пираньи. Дневник двенадцатилетнего», поставленный в Архангельском молодежном театре имени Виктора Панова (эта работа принимала участие во II Всероссийском молодежном театральном фестивале имени В. Золотухина). Еще одна постановка молодого режиссера «Скеллиг» по одноименному роману британского писателя Дэвида Алмонда была высоко оценена в рамках внеконкурсной программы «Золотой маски – 2018» под названием «Детский Weekend».

Как признается режиссер, подростки не просто целевая аудитория его спектаклей, это прежде всего люди, с которыми Максиму Соколову интересно взаимодействовать, общаться. Не случайно, задумывая тот или иной проект, адресованный для этой возрастной группы, режиссер сначала идет в школы, где на занятиях с удовольствием разговаривает с ребятами.

– Это самая продвинутая аудитория, — уверяет он. – Они знают все. Поэтому для них нужны новые истории, основанные не на нравоучении или морализаторстве, а написанные на их языке.

Однако, как полагает Максим Соколов, спектакли для подрастающего поколения должны посещать и взрослые, которые, кстати, тоже не всегда ведут себя красиво по отношению к тинейджерам. И для того, чтобы родители могли лучше понять своих детей, желательно посещать такие постановки вместе.

Спектакль Wonder boy – прекрасное тому доказательство. В его основе – история одного подростка, родившегося с синдромом Тричера Коллинза, то есть без лица, вернее, с лицом, напоминающим «катастрофу». О таком реально существующем парне Натаниэле Ньюмане когда-то канал «Эй-Би-Си» снял документальный фильм под названием Wonder boy (кстати, режиссер позаимствовал из него не только историю, но и часть текста — реального интервью с подростком). Кроме того, автор спектакля вынес на сцену истории, случившиеся в российских школах, их режиссер собирал для других своих спектаклей, но посчитал нужным включить именно в эту работу.

Пиксель вместо головы

В какие-то моменты начинает казаться, что спектакль – неотъемлемая часть некой компьютерной игры, в которой герои говорят, двигаются, взаимодействуют слишком уж схематично, искусственно, нервно. Сидящие в зале подростки моментально реагируют на знакомые музыкальные заставки, на персонажей из ныне популярных компьютерных игр «Майнкрафт» или «Звездные войны».

Кстати, столь же условно, по-компьютерному образно режиссер вместе с художником Анастасией Юдиной решил проблему лица главного героя – вместо головы у 11-летнего подростка Августа кубик-пиксель, прямо как в игре «Майнкрафт», суть которой в конструировании идеального мира.

Как пояснил режиссер, если бы у героя была уродливая маска, то зрители, скорее всего, испытали бы в его адрес чувство вины, жалости, которые мешают быть с ним на равных, помещают публику над ситуацией, позволяют судить с позиции наблюдателя. Лишь тождественность помогает понять, примерить на себя, проникнуться.

Удивительно и то, что школьная жизнь здесь показана своеобразно, без привычного антуража – классов, парт, развешенных карт и портретов классиков. Наоборот, школа здесь – тусовки, потасовки, вечеринки, собственно, то, что и представляет главную ценность для подростков. В их мире на курсы под названием «Искусство быть первым» записываются только ботаники, а фамилия Попкинс, которую носит директор школы, вызывает истерический смех.

Да, этот мир жесток и циничен. Однако все эти подрастающие зрители, живо реагирующие на неведомые взрослым звуки компьютерных заставок или на шутки, которые кажутся нам плоскими, почему-то все как один подняли руки, услышав прозвучавший со сцены вопрос: «Кто считает, что Август красивый?». Взрослые замешкались.

Общечеловеческие вопросы

Лицо Августа – испытание не только для него самого, но и для родителей, одноклассников, друзей… Все они на протяжении спектакля меняют свое отношение к этой проблеме и в конце концов понимают, что красота – все же не внешняя форма, она внутри. Но на пути к этому пониманию нужно было много чего пережить. И лично мне, как зрителю, пару раз было по-настоящему страшно.

Что говорить, сама стилистика неуравновешенного черно-кислотного мира подростков взрослым не по нутру. Так и хочется пуститься в рассуждения, как добрый и гуманный мистер Попкинс, только вот тебя вряд ли услышат. Увы, язык высоконравственных максим, которые изрекает директор, это пока еще не язык подростков. Совсем скоро они обретут свой опыт и сформируют свой список ценностей. Но уже сейчас поведение одноклассников Августа обнадеживает – да, они совершают ошибки, но, скорее, из-за хрупкости внутреннего мира, его чрезмерной уязвимости. И тогда понимаешь, что Wonder boy – это спектакль не про травлю в школе и не про генетическую болезнь. В нем подняты общечеловеческие вопросы.

— Круто, стильно и про нас! – так высказалась одна из зрительниц, ровесниц главного героя. – Вам, взрослым, не понять всего этого.

От себя лишь добавлю: спектакль действительно получился мощным, стильным, хорошо оформленным музыкально. А в конце так не хочется расставаться со всеми этими странными персонажами, пусть незрелыми и угловатыми, но уже прекрасными.

В спектакле задействованы актеры: Владимир Кулигин (Август), Александр Савин (папа Августа), Светлана Лепихина (мама Августа), Наталья Сляднева (Вия), Андрей Потереба (Джек Тедд), Дмитрий Борисов (Джулиан), Анастасия Воскобойник (Миранда), Виктория Криулина (Шарлотта), Виолетта Дьякова (Джун), Виктор Синицин (мистер Попкинс), Юлия Юрьева (мама Джулиана), Виталий Прозоров (бейсболист).