Скульптура Сергея Мозгового «Руссо туристо» признана лучшей в рамках международного фестиваля на Алтае

Сентябрь 21 15:53 2018

Первый международный фестиваль деревянной скульптуры «Алтай. Притяжение» удивил не только географией стран-участников. Каждая из 19 созданных резчиками по дереву работ притягивала внимание, каждую хотелось запомнить. Победил в непростой борьбе талантов барнаульский скульптор Сергей Мозговой, работу которого в номинации «Парковая скульптура» жюри оценило как максимально отвечающую заявленной теме.

Скульптура веселого туриста установлена на территории парка-отеля «Подгорица» в пяти минутах езды от «Бирюзовой Катуни».
Фото Александра Волобуева

На Алтай за лучшим

О проведении международного мероприятия на Алтае барнаульский скульптор Сергей Мозговой мечтал с 2004 года, с первого фестиваля парковой деревянной скульптуры на площади Октября. Тогда все ограничилось благодарностью мастерам при минимальном участии власти. А опыт мастеров Алтайского края вышел за пределы региона, получив широкое распространение на фестивальных площадках иркутского «Лукоморья» и томского «Праздника топора».

— Организацию фестиваля я могу назвать беспрецедентной, — рассказывает Сергей Мозговой. — Многие заявки отвергали уже по эскизам, например абстрактные. Такая скульптура и в пластике, и в камне, и в дереве смотрится одинаково. Были эскизы, с которыми авторы ездят с фестиваля на фестиваль. В частности, подсолнухи возле забора могут стоять как на берегу Катуни, так и у кого-то на даче в Подмосковье. Как идолы и истуканы, которых полным-полно в Горном Алтае.

Фестиваль проводился на базе парка-отеля «Подгорица», на границе двух субъектов РФ. На месте автопарковки скульпторы работали в течение пяти дней, позже готовые работы перевезли на постоянное место. Участники заехали на базу 1 сентября, присмотрели исходный материал, сделали разметку. К иностранцам прикрепили переводчиков, каждому участнику предоставили палатку для хранения инструментов, леса, площадка круглосуточно освещалась. До начала фестиваля гости побывали на экскурсиях в Полковниково и Сростках.

А я еду за туманом…

— Своего героя я придумал давно. Еще в студенческие годы родилась идея сделать туриста с рюкзачком, — говорит Сергей Мозговой. – Я много поездил по фестивалям и обратил внимание на некую вычурность современных композиций. Гонятся мастера за какими-то нагромождениями, забывая о традициях скульптурного мастерства, об анатомии человека. Поэтому я решил заняться тем, что хорошо знаю, умею и люблю. И получился веселый человек с широко раскинутыми руками, который обнимает все пространство вокруг себя – высокие горы, бурную реку, огромное небо. Эту скульптуру навеяли строки Высоцкого «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем». Есть потребность пообщаться с природой, побыть наедине с собой. И этому посвящена моя работа.

Высота туриста с гитарой, фотоаппаратом, рюкзаком за спиной составляет 2,5 м, еще 40 см – это постамент. Размах рук мужичка – около 2 м. Скульптура состоит из нескольких частей: туловище, руки и гитара. Разъемные части мастер посадил на специальный клей, кроме того, прочности добавили чопики из дерева, а руки вдобавок закреплены саморезами. Для дополнительной устойчивости пенек, на котором стоит скульптура туриста, организаторы поставили на пень большего размера, который обработали мастикой от гниения и на 15 см закопали в землю, обложив камнями.

— Эта скульптура вызывала даже у наших ребят-резчиков профессиональное восхищение, — отметил председатель жюри, мастер резьбы по кости, автор и основатель художественно-промышленной артели «Минсалим» при Тобольском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике Минсалим Тимергазеев. – Вот это и есть «Алтай. Притяжение» — турист обнял все пространство. Горы, дороги, все идет через него.

Не снизить планку

За пять фестивальных дней возможности пообщаться у мастеров практически не было. Они работали до поздней ночи, стараясь успеть воплотить в жизнь громадье своих планов.

— Как работают коллеги, видел только краем глаза, — говорит Сергей Мозговой. — И хотя каждый трудился за себя или свою команду, друг другу все равно помогали. В частности, делились теплой одеждой с теми, кто оделся не по сибирской погоде. Очень симпатичный и дружелюбный резчик приехал из Зимбабве. Шеперд Ндудзо в итоге получил награду за скульптуру «Взлеты и падения». А еще очень рад победе друзей из команды «Богородские мастера» под руководством Владимира Алманова (Сергиево-Посадский район, Московская область) с композицией «Катунские пороги». Алтайские каякеры, вырезанные на нашей земле, значительно отличались от привычных богородских сюжетов: медведей, конных троек, мужичков с шарманкой и т. д.

В фестивале участвовали и дети Сергея Мозгового – Иван и Ольга с композицией «Атолл». И хотя ребята не заняли призового места, одной победы в семье, по словам скульптора, вполне достаточно.

— Задачу победить я не ставил, просто очень хотелось воплотить давнюю мечту, — говорит Сергей Геннадьевич. – А еще я понимал, что идея скульптуры туриста – в тему для Алтайского края. Одиночные композиции по опыту других фестивалей становились победителями довольно редко, тем приятнее эта награда. И я рад второму месту в номинации «Малая архитектурная форма» барнаульских мастеров Максима Красулина и Сергея Афанасьева с композицией «Умиление». Это служит подтверждением высочайшего уровня алтайских умельцев, который нам теперь никак нельзя уронить.