Проекты барнаульских школьников вошли в число лучших летней школы фонда Андрея Мельниченко

Сентябрь 07 12:43 2018

Среди одаренных школьников, которые благодаря своим научным достижениям смогли посетить летнюю школу в подмосковном детском санатории «Поляны», есть и особый ученик лицея № 122 – Михаил Лисовой, лауреат престижных конкурсов, изобретатель со стажем.

Михаил уверен, в жизни нет ничего невозможного.
Фото из личного архива Михаила Лисового

Все началось с физики

Сфера научных интересов Михаила различна. Так, во втором классе он изучал влияние иппотерапии на осанку человека и разрабатывал комплекс упражнений, необходимых для развития мускулатуры. В третьем классе изобрел специализированный барометр для рыболовов, затем стал автором устройства для работы на компьютере в движущемся транспорте.

В копилке Лисового более 70 дипломов и наград различного уровня, начиная с городского и заканчивая всероссийским. В прошлом году парень стал студентом центра детского научного и технического творчества «Наследники Ползунова», который работает при АлтГТУ, а этим летом получил приглашение от Александра Чередника, исполнительного директора Фонда Андрея Мельниченко, на летнюю смену научного лагеря при МГУ. Такому письму был бы рад любой ребенок, обрадовался и Лисовой, только мама долгое время сомневалась – ехать или нет. Просто Миша особый ребенок, из-за ДЦП он не может передвигаться самостоятельно.

— После некоторых сомнений мы решились, – рассказывает мама Марина Лисовая. – И совершенно не пожалели об этом. Миша стал первым ребенком с особенностями здоровья, посетившим эту смену, но оказалось, что все условия были созданы как будто специально для нас. Для себя поняла, что нет ничего невозможного и сложного.

В течение трех недель более 100 юных изобретателей с разных уголков России занимались с известными учеными. Михаил для себя выбрал физику. В школьном расписании шестиклассника Лисового физики еще нет, но этим предметом он увлекся года три назад. К примеру, на создание устройства для работы на компьютере в движущемся транспорте его вдохновила статья в книге Якова Перельмана «Занимательная физика».

— Для физики нет ничего необъяснимого, она способна с помощью человеческого мышления раскрыть все тайны природы, космоса, да любого процесса, что и привлекло меня в этой науке, – рассказывает школьник. – В рамках летней смены каждому нужно было разработать свой проект, а затем его защитить. Я занимался созданием термоэлектрогенератора на основе элемента Пельтье. На самом деле термоэлектрогенератор – это долговечный и надежный источник энергии, дающий возможность автономного питания маломощным устройствам от любого источника тепла. Его плюс в том, что он изготовлен из дешевых и доступных компонентов, которые можно легко найти.

Нет ничего невозможного

Свою разработку Михаил защитил успешно, вместе с дипломом участника летней смены он получил в подарок новенький компьютер. Конечно, обрадовался такой высокой оценке, но больше всего парню запомнились вопросы от экспертов на самой защите.

— Я понял, что они заинтересовались моей разработкой, вообще было очень приятно оказаться в той атмосфере, где все понимают и разделяют мое увлечение, не обращая внимания на мой возраст и физические данные, – рассказывает мальчик. – Хочу продолжить исследования, ведь данный прибор можно использовать в разных областях, например, в создании специальной печи, которая пригодится любому туристу в экспедиции для приготовления пищи и зарядки сотового телефона. У меня уже есть примерный проект. Понимаете, дело в том, что совершить открытие при нынешнем развитии науки не так-то просто. Закрытых областей для человечества осталось не столь много, поэтому я не гонюсь за какими-то глобальными открытиями или созданием нового закона. Моя цель – получать ответы на вопросы, волнующие меня.

К слову, некоторые проекты Михаил реализовал в своей комнате, в домашних условиях. Конечно, на современном оборудовании, которое было предоставлено ученикам летней школы при МГУ, работать было приятнее. Подобные учебные лаборатории есть и у нас, в Барнауле, в «Кванториуме.22», но, к сожалению, времени у Миши не хватает его посещать. Всем известно, что любой талант – это 90% труда: иппотерапия, английский, история, литература, физика, математика, факультативы в университете значатся в расписании ежедневных занятий ребенка, плюс необходимые при ДЦП массаж и гимнастика, тоже входящие в жесткий распорядок.

— Каждый человек может преуспеть в какой-то сфере, а для этого необходимы, во-первых, жгучее желание, во-вторых, большая доля терпения, поскольку многие эксперименты требуют времени. Также нелишним будет желание преодолевать трудности и поиск истины, – уверен Михаил.

Осенью 2017 года Михаил Лисовой взял Гран-при научно-инженерного конкурса «Ученые будущего» за авторское изобретение устройства для работы на компьютере в движущемся транспорте.