Как введение системы «Меркурий» и инвестпроект компании «Алтайские колбасы» отразились на развитии мясоперерабатывающей отрасли региона

Сентябрь 07 10:50 2018

В Барнауле 1 сентября ведущие предприятия-мясопереработчики Алтайского края в 12-й раз представили свою продукцию на традиционном гастрономическом фестивале «День мясного гурмана». Его посетило более 10 тыс. гостей.

В течение праздника горожане раскупили более трех тонн мясных деликатесов.
Фото Инны Бука

Праздник-индикатор

В утренние часы на площади Ветеранов из-за непогоды едва набиралась сотня посетителей, но к полудню у прилавков с деликатесами было не протолкнуться. Оживленная торговля, дегустации, розыгрыши призов велись весь день. Помимо традиционных колбас, сосисок и буженины, в этом году компании представили блюда, приготовленные на углях непосредственно на фестивальной площадке. И все это под выступления музыкальных и хореографических коллективов Барнаула.

Имиджевый праздник хорошо отражает уровень качества алтайских продуктов, а также развитие всей отрасли. Крупнейшие предприятия-мясопереработчики ежегодно представляют здесь свои новинки, которыми впоследствии расширяют ассортимент. С одной стороны, ставка делается на натуральное сырье местного производства, с другой – на модернизацию производственных мощностей.

Как отмечает врио начальника управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина, в 2018 году на отрасль повлияли два важных события. Первое – переход на автоматизированную систему «Меркурий», предназначенную для электронной сертификации продукции. Второе – крупный инвестпроект компании «Алтайские колбасы», выкупившей и модернизировавшей обанкротившийся комплекс «Альтаир-Агро», расположенный близ села Клочки Ребрихинского района.

В свете «Меркурия»

Мясопереработка в силу повышенных санитарных норм является одной из сложнейших и ответственных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Переход на «Меркурий», как и любое новшество, не был безоблачным. В этот первый год компании знакомятся с системой, нарабатывают опыт где-то методом проб и ошибок, где-то вполне успешно. По словам Татьяны Зелениной, сегодня на систему перешли все предприятия-мясопереработчики края.

— Для этой отрасли введение «Меркурия» – большой плюс, потому что предприятия и раньше выписывали документы, удостоверяющие качество, но только на бумажных носителях. «Меркурий», по сути, упростил и удешевил этот этап работы. В прежние годы крупные предприятия края тратили на бумажную сертификацию 5-7 млн руб. в год. Сегодня ушли от этого. Да, с «Меркурием» есть свои сложности переходного периода, но эти средства они теперь могут направить на другие нужды, – продолжает Татьяна Алексеевна.

Прибавили в весе

В течение года в крае отмечается рост поголовья свиней. По данным Алтайкрайстата, на 1 августа 2018 года (к аналогичному периоду прошлого года) оно возросло на 24,2%. В первую очередь это связано с реализацией предприятием «Алтайские колбасы» масштабного инвестпроекта по реконструкции свинокомплекса в Ребрихинском районе. Компания уже инвестировала в него около 1 млрд руб. В текущем году на достройку свинокомплекса направят еще около 300 млн руб.

Все предприятия животноводческой отрасли в крае стремятся работать по принципу «от поля до прилавка». Именно полный цикл позволяет работать на низкой рентабельности, удерживая качество и цены.

На свой вкус

В крае преодолевается возникшее в начале года отставание по готовым мясным продуктам. Во-первых, по мнению Татьяны Зелениной, на этом в той или иной степени всегда отражается рост платежеспособности населения. Во-вторых, это говорит о том, что предприятия работают как над качеством, так и над продвижением своей продукции. И «День мясного гурмана» в первую очередь – именно маркетинговое мероприятие. Здесь люди выбирают из представленного изобилия то, зачем впоследствии пойдут в магазин.

— И по прошлому, и по текущему году видно, насколько стремительно алтайские предприятия развивают брендовую, фирменную торговлю. Около 600 магазинов и торговых отделов открыто под торговыми марками предприятий края (лидерами являются компании: «Вкусная жизнь» – 34 магазина, «Алейский мясокомбинат» — 20 магазинов, «Барнаульский пищевик» – 14 магазинов. – Прим. ред.), – отметила Татьяна Зеленина.

В прежние годы, например, из Кузбасса на Алтай ходили электрички, прозванные в народе «колбасными» из-за характерного запаха. В них мелкие предприниматели-челночники возили деликатесы в наш регион. Эти времена далеко в прошлом. Напротив, сегодня Алтайский край, полностью обеспечив себя мясными продуктами, сам является поставщиком, успешно конкурирующим на отечественном рынке.

129,6 тыс. т мяса произведено в крае за семь месяцев 2018 года, что на 3% превышает аналогичный период 2017 года.