Барнаульские мотопутешественники претендуют на победу в Кубке России благодаря первопрохождению сложного участка

Сентябрь 07 14:40 2018

В последнюю субботу августа сборная Алтайского края по мототуризму, куда вошли девять человек, вернулась из путешествия по Западной Тыве и Алтайским горам. Одним из участков их маршрута стало первопрохождение вдоль реки Башкаус в Республике Алтай.

Фото предоставлено Виктором Пантыкиным

Собрались с силами

Ежегодно в России проходит чемпионат или Кубок страны по спортивному туризму на средствах передвижения. Турнир этот заочный – группа на мотоциклах, автомобилях, квадроциклах или снегоходах выбирает маршрут, покоряет его, а потом предоставляет отчет организаторам. Те оценивают пройденные испытания по пяти параметрам (новизна, безопасность, сложность и т. д.), после чего определяет победителя.

В сборную Алтайского края вошли девять человек – представители барнаульского клуба «Горизонт», а также рубцовского, змеиногорского,  бийского клубов. Возглавил команду заслуженный путешественник России, опытнейший Виктор Пантыкин.

Далеко от места жительства туристы уезжать не стали, выбрали Алтайские горы.

— Маршрут мы выбираем сами. Но, конечно, определяются они не с наскока, не за день, а складываются годами, – говорит Виктор Пантыкин. – Первые попытки покорить эту территорию были еще в 2008 году, но тогда не рассчитали силы. Зашли на Монгун-Тайгу (горный массив в Тыве), и все. В этот раз Монгун-Тайга в планах тоже была, но не являлась основной.

Над обрывом

Ключевой в более чем двухтысячном путешествии мототуристов, длившемся почти 20 дней, была река Башкаус. Назвать ее берег совсем уж безлюдным нельзя – там бывают чабаны на конях. Но на мотоциклах проехать там не отваживался никто. 75 км вдоль реки любители адреналина преодолевали четыре дня.

— По сути, мы пошли самым коротким путем между Кош-Агачем и Улаганом. В объезд по хорошей дороге – 700 км. Напрямую – 75, – рассказывает Пантыкин.

Ехать на мотоциклах по конным тропам крайне неудобно: лошади, перешагивая через корни деревьев, копытами оставляют приличные ямы, которые приходилось закладывать камнями, чтобы все-таки ехать, а не тащить мотоциклы на себе. Сама тропа шириной 30 см, дальше – обрыв в несколько сотен метров. «Эта картина очень бодрит», – признается Пантыкин. Без падений не обошлось, благо мотоциклы, срываясь вниз, чудом «бросали якорь» и повисали недалеко. Водителю в такой момент главное – успеть отпрыгнуть в сторону, чтобы техника не увлекла его вниз. Слава богу, в этот раз все остались в строю – и техника, и мотоциклы, все вернулись домой.

— Конечно, было очень тяжело, – говорит руководитель экспедиции. – Добавляла сложностей погода, на подходе к реке был дождь, ночами минусовая температура. А вышли к тропе – и небо прояснилось, будто приглашая нас идти дальше.

Проблем туристы хлебнули еще до Башкауса – кончился бензин и продукты. Решили разбить лагерь, отправили несколько человек за провиантом и топливом. Последнего как раз хватило впритык для первопрохождения берега реки.

Вброд нельзя

Как уже говорилось, в экспедицию отправились девять путешественников. Мотоциклов при этом восемь. Девятый турист здесь вовсе не лишний. Он является запасным водителем, на случай, если кто-то, не дай бог, выйдет из строя. Ну а пока все в седле, он занимается фото- и видеосъемкой.

Техника у туристов в основном зарубежная, только Пантыкин поехал, как он сам выражается, на «последнем крике российского мотопрома» – мотоцикле ЗиД-200. Впрочем, производитель ключевую роль здесь не играет, все равно железные кони проходят серьезную переделку, доработку. Главное на таком маршруте – надежность. Если мотоцикл не едет сам, на себе его не несут. В 2008 году нашим туристам как раз у Монгун-Тайги пришлось бросить три мотоцикла, которые в горных условиях невозможно было починить. На этот раз поволноваться тоже пришлось – у одного из байков порвалась цепь, но ее каким-то немыслимым образом удалось соединить и доехать до того места, где уже можно было провести нормальный ремонт.

С собой у каждого туриста – около 50 кг багажа: палатки, спальники, запчасти, продукты, средства индивидуальной защиты, двухкомфорочный бензиновый примус «Шмель-2» производства СССР. «Работает безупречно», – улыбается Пантыкин. Еще – оборудование для переправ. Реки они не объезжают, а форсируют. Если течение позволяет, сооружают плот из шести надувных матрасов, скрепленных жердями. Если вода бурная, сооружают сложную навесную переправу, по которой с берега на берег перемещают все, включая транспорт. Вброд на мотоцикле нельзя – во-первых, есть риск гидроудара, во-вторых, сильное течение унесет его, как щепку.

В активе Пантыкина это первопрохождение далеко не первое. Еще во времена СССР он стал трехкратным чемпионом страны благодаря тому, что первым покорил несколько маршрутов: сначала на мотоцикле вокруг Байкала, а потом на нем же проторил дорогу из Казахстана на Алтай и из Алтая в Саяны. Самое интересное, что через определенное время на этих участках появились вполне приличные дороги, доступные всем. Может быть, вскоре и из Кош-Агача в Улаган появится официальный короткий путь?

Всего заявки на Кубок России подало 19 групп. От Алтайского края также участвовали джиперы под руководством Владимира Седых, прошедшие через плато Укок. Основными конкурентами наших мотопутешественников в борьбе за победу в Кубке России являются туристы, на снегоходах прошедшие вдоль Северного Ледовитого океана (в состав группы входят известные барнаульские путешественники Александр Проваторов и Алексей Кательников), а также новосибирцы, преодолевшие сложный маршрут через Саяны. Победителя назовут 18 декабря. Напомним, в прошлом году команда Федерации спортивного туризма Алтайского края выиграла чемпионат России в номинации «Автомото».