Возрождающиеся в Сибири старинные ремесла перекликаются с современным искусством

Август 31 13:12 2018

Журналист «Вечёрки» побывал на одном из самых грандиозных событийных мероприятий страны – Международном фестивале народных ремесел «Праздник топора», в 11-й раз прошедшем в сельском парке «Околица» под Томском.

Резчик из Словении Миро Ризмондо, работая над своей скульптурой, вырезает из дерева языки пламени.
Фото Глеба Колесникова

Суббота под Томском

На все про все ушло 36 часов. Половину времени заняла дорога – 1000 км туда и обратно. Маршрут сложился спонтанно, ночевки в Томске не предполагал. Спать пришлось в автобусе. Кстати, ночные рейсы между сибирскими столицами выполняются ежедневно. И если кому-то не терпится увидеть парк-музей под открытым небом – вперед, он открыт. Тем более посмотреть есть на что – за годы проведения праздника в «Околице» наберется с полтысячи скульптур, и это только из дерева. А в последние пару лет здесь появлялись также произведения кузнецов и печников. Думается, любоваться этими произведениями без суматохи гостей и воя бензопил даже лучше. Однако увидеть в работе резчиков по дереву мирового уровня можно только в эти последние летние фестивальные дни, когда парк становится центром притяжения гостей со всей страны, и 11-й «Праздник топора» стал по посещаемости рекордным.

«Околица» раскинулась на 17 гектарах тайги в 15 км от Томска, близ села Зоркальцево. Именно его жители первыми принялись возрождать здесь сибирские плотницкие и столярные ремесла. Подачу с восторгом приняли всей Томской областью. Постепенно деревенский праздник перерос в мировой. Первые годы к участию удавалось привлечь от силы полтора десятка самых инициативных сибирских мастеров, а сегодня сюда съезжаются лучшие из 35 регионов России, а также со всех континентов.

Топор и его друзья

Более чем 150 кубометров леса превращается здесь в ремесленные шедевры: начиная от небольших и заканчивая столь высокими скульптурами, что вокруг них приходится ставить строительные леса. В других конкурсных категориях соревновались столяры, плотники, берестянщики, и это только те, что работают с деревом. Добавьте сюда печников, кузнецов, гончаров, резчиков по кости и еще пару штучных профессий. Трудятся они как индивидуально, так и бригадами.

Символ праздника – топор, однако большая часть работ с деревом, в том числе финишных, выполняется бензопилами. Их использует большинство русских и западных умельцев. Азиатские мастера предпочитают традиционные способы, впрочем, не только они. Мастер Юха Рихард Каекелае выстругал за эти дни целую композицию «Финская семья», поразив всех в первую очередь феноменальной скоростью – восемь скульптур за неделю, и никаких автоматических инструментов – только стамески и рубанок.

При этом отражение в дереве легко находит все культурные и национальные особенности. Это видно в том числе по работам прошлых лет. Например, китайские мастера с необходимым колоритом изобразили Конфуция и загадочных существ своей мифологии. В центре площадки белорусов стоит добродушный крестьянский вол в натуральную величину. И так весь парк-музей разбит на участки по стилям.

Говорят: «Что написано пером, не вырубишь топором». Здесь вырубишь! Польский плотник Роберт Вискель обратился к сюжету Достоевского «Преступление и наказание» и изобразил в дереве Раскольникова с Мармеладовой. Только его Родион получился с варшавским акцентом, как молодой Шопен с летящими по ветру волосами. Или композиция резчицы Жалгармаа Мунхжаргала «Дети» – круглолицый мальчишка держит на руках ягненка, сидя верхом на жеребенке. Сразу улавливается в этой скульптуре что-то монгольское – кочевое. Работа совершенно заслуженно получила специальный диплом фестиваля.

Участия ради

Аргентинский резчик Эрнан Хавьер о фестивале в Сибири, в которой он давно мечтал побывать, правда, зимой, узнал от друзей в Интернете. Решил ехать во что бы то ни стало. Добрался из родного городка с Огненной Земли до Буэнос-Айреса, оттуда в Европу, затем в Москву, потом еще через всю страну в Томск. Эрнан, кстати, не оставляет желание побывать здесь зимой – я пригласил его на «Алтайскую зимовку». На родине он преподает детям прикладные искусства. Здесь же сделал скульптуру – обряд инициации, которая является отсылкой к культуре индейцев, живущих на заснеженном юге Аргентины.

Обыкновенный столяр из Чаинского района Томской области Антон Соловьёв со своим товарищем Сергеем решили впервые попробовать силы на фестивале. Решили воплотить идею – захотели построить макет болида F-1, на котором когда-то выступал Шумахер, да так, чтобы на антикрыле красовалась надпись Marlboro, и все в этом духе.

— Поехали, по сути, не подготовившись. Проект, конечно, был, но как будем его делать, мы не рассчитывали. Принялись работать по картинке, в итоге получилась полная импровизация, – рассказывает Антон. – Где-то на третий день показалось, что ничего не получится, но, когда продолжили каркас, болид начал смотреться. Вместе с тем у нас поднялось настроение и желание работать. Скоро закончим его красить.

С прошлого года «Праздник топора» пополнился кузнецами. Как пояснил Владимир Кудряшов, мастер ковки, у работников молота прежде был собственный праздник, проводимый близ села Семилужки. Его организатором стал сам Владимир Васильевич. В прошлом году решили перенести его детище в «Околицу». Возражать не стал, вместо этого занимался оформлением арки для кузнечной площадки. Теперь цель – пополнить музей под открытым небом еще и коваными фигурами. Первыми стали огромный кот, лежащий на сундуке, прообразом которого послужил его домашний любимец, и венец творения – скульптура «Медведь и браконьеры». Потапыч, выпроваживающий из тайги нерадивого перепуганного охотника и его пса. Идею подсказал ежегодно проводимый в Томске «Медвежий фестиваль».

В поиске земляков

Несколько лет подряд лучшими в конкурсе бригад плотников на «Празднике топора» становилась команда «Барнаульцы». В позапрошлом году наши ребята взяли здесь главный приз – «Хрустальный топор» за построенную в считанные дни «Резиденцию Деда Мороза». Кстати, томичи теперь проводят в ней новогодние и рождественские программы с выездом в «Околицу». К сожалению, в этот раз «Барнаульцы» на фестиваль не приехали. Зато в очередной раз поучаствовал с семьей народный мастер Алтайского края Сергей Мозговой. На площадке индивидуальных скульптур он вырезал из дерева фотографа в стиле конца XIX века. Ольга и Иван Мозговые, в свою очередь, сделали композицию – «Щелкунчик и мышиный король», получив за нее, кстати, третий приз фестиваля.

Кроме того, на площадке гончаров впервые был представлен наш туриногорский фаянс, который сюда привез основатель народного промысла Владимир Москвитин, да сам и рассказывал о нем томичам. Также на фестивальной площадке «Сказочный балаганчик Скомороха» со своим спектаклем «Волшебное кольцо» выступили артисты Алтайского краевого театра кукол «Сказка». Найти земляков удалось и среди мастеров-печников. В этом году барнаульские ребята собрали в парке открытый уличный очаг-кострище. Словом, серьезный вклад в создание праздника сделали не только томичи, но и другие умельцы земли сибирской.

240 мастеров из 40 стран приняли участие в XI Международном фестивале-конкурсе народных ремесел «Праздник топора». В этом году он стал рекордно массовым – число гостей пересекло отметку в 150 тыс.