В Барнауле обсудили вопросы реализации национального проекта «Культура»

Август 31 14:23 2018

Вопросы поддержки талантливой молодежи в сфере искусства обсуждались в рамках круглого стола, который проходил по инициативе городского комитета по культуре. В нем приняли участие представители всех этапов подготовки талантливых ребят – работники детских музыкальных школ и школ искусств, музыкального колледжа, института культуры, а также представители известных творческих коллективов.

Число одаренных детей, воспитывающихся в барнаульских школах искусств, с каждым годом растет.
Фото Ярослава Махначёва

В тандеме с родителями

Площадкой для столь серьезного разговора стала Барнаульская детская музыкальная школа № 5, входящая в Национальный реестр лучших школ России. Кстати, именно в этом учреждении к началу нового учебного года был сделан капитальный ремонт, благодаря которому в школе появились два концертных зала (большой и малый), зоны для отдыха, оборудование для свободного перемещения детей с ограниченными возможностями здоровья, а классы оснащены компьютерами, современными информационными досками.

— В этой обстановке хотелось бы поговорить о том, какой мы в будущем видим систему подготовки наших детей, — сказал во вступительном слове председатель городского комитета по культуре Валерий Паршков. – Причем, поднимая тему поддержки талантливой молодежи, хотелось бы расширить этот вопрос и рассмотреть проблемы, касающиеся не только учащихся музыкальных школ и школ искусств, но и ребят, которые продолжили обучение в ссузах и вузах нашего города, а также молодых педагогов, только устроившихся на работу.

О важности процесса отбора детей в школы искусств говорила директор ДМШ № 5 Лариса Калинина. По ее словам, наличие способностей не всегда свидетельствует о том, что ребенок в последующие годы будет с желанием учиться. И в этом вопросе многое зависит не только от самого ученика, но и от его родителей, которые должны стать настоящей поддержкой.

— В нашей школе работает известный педагог Светлана Чеканова, воспитавшая немало одаренных скрипачей, победителей различных конкурсов, в том числе и самых престижных, — рассуждает Лариса Юрьевна. – Да, она отбирает способных детей, но вместе с тем смотрит и на родителей – готовы ли они поддержать ребенка в столь серьезном деле, заниматься вместе с ним, отслеживать, чтобы тот четко выполнял задание учителя. В таком тандеме ребенок может добиться в несколько раз больше, нежели когда он предоставлен сам себе.

По мнению директоров детских музыкальных школ и школ искусств, с каждым годом растет число одаренных детей, заинтересованных в учебном процессе и его результате. Выпускники наших школ, творческих ссузов и вузов, переезжая в другие регионы, создают там небывалую конкуренцию своим сверстникам.

— Лучшие воспитанники барнаульских школ искусств получают стипендии от главы города, их поддерживают и на уровне края, — говорит директор Барнаульской детской школы искусств № 6 Олег Фурманов. – Тем обиднее, когда продолжать обучение они направляются в другие регионы, где еще более ценится уровень их таланта. Это означает, что подобные меры поддержки, существующие на уровне предпрофессионального образования, должны быть продолжены и на следующих этапах обучения. Но самое важное — в своем будущем должны быть уверены и выпускники творческих ссузов и вузов, которые решили связать свою жизнь с педагогикой. Труд этих людей должен оцениваться по достоинству, они должны знать, что их на этом месте работы ожидают перспективы.

Трехуровневая система

Как считает директор детской художественной школы № 2 Ольга Смуткина, сегодня необходимо разработать систему поощрения молодых специалистов, которые, приходя в школы с горящими глазами, через некоторое время покидают учебные заведения из-за низкой заработной платы. Начинающие педагоги музыкальных школ и школ искусств тоже должны иметь возможность участвовать в конкурсах на получение грантов, как и учителя общей системы образования.

— Проблему нехватки молодых специалистов в школах искусств города можно решить с помощью целевых наборов в вузы, — поясняет Ольга Михайловна. – Недавно мы заключили договор с Алтайским государственным институтом культуры на обучение специалиста, которого через несколько лет будем рады видеть в своих стенах. На мой взгляд, это хороший выход.

От некоторых руководителей школ поступило предложение заключить договоры с финансовыми учреждениями по поддержке молодых специалистов. Например, чтобы по договоренности с властями они имели право на получение ипотечного кредита на льготных условиях. Кто-то из собравшихся предложил решить жилищную проблему молодых учителей строительством специальных общежитий для работников культуры.

— Не так давно в крае была принята Концепция развития системы непрерывного художественного образования на период до 2022 года, — подытожил разговор Валерий Паршков. – В числе ее основных задач — сохранение и развитие трехуровневой системы подготовки кадров для отрасли культуры, модернизация материально-технической базы образовательных учреждений, а также поддержка молодых специалистов. Все предложения, поступившие от собравшихся, мы обязательно рассмотрим и учтем, а затем вынесем их на обсуждение на уровне города и края. Всем нам очень хотелось бы, чтоб в барнаульские школы шли молодые специалисты, заинтересованные в результатах своего труда, инициативные, горящие любимым делом люди.

30 тыс. человек обучаются в системе художественного образования края, 11,4% всех детей от 7 до 15 лет, проживающих в регионе, занимаются в детских школах искусств.