Кочевники по барельефу: молодые барнаульские дизайнеры нашли свой подход к оформлению интерьера

Август 31 15:53 2018

Еще во времена Средневековья и Ренессанса барельефные картины могли заказывать только люди обеспеченные, потому-то ими были украшены фасады и стены дворцов, особняков и замков. В силу своей дороговизны эта разновидность скульптуры на время вышла из моды и теперь вновь постепенно входит в тренд. Правда, в Барнауле специалистов этого профиля немного. Среди них семейное трио Щеклеиных-Фатеевых.

Фото из архива семьи Щеклеиных

Ноу-хау

Творческий и семейный союз Виктора и Полины Щеклеиных сложился благодаря классическому университету. В 2010 году они поступили на факультет искусств АлтГУ.

— Мы учились на дизайнеров, поэтому уже тогда стали пробовать разные направления, — рассказывает глава семейства. – Ремонты начали делать, эскизы рисовали, аэрографией занимались. Все это больше не для заработка, а чтобы влиться в дизайнерскую среду. К той же аэрографии душа не лежала – и краска, и полотно другие. В проектах, с которыми мы работаем сейчас, мы кочевники – передвигаемся с одного места на другое. А там приходилось искать помещение, да и не все люди были готовы платить за рисунок на машине.

В университете их барельефу не учили – это они постигли сами.

— Началось все с центра студенческого творчества Алтайского госуниверситета, — вспоминает Полина. – Там была очень кривая стена. Если бы взялись ее зашивать, то и без того маленькое помещение было бы урезано еще сантиметров на десять. Тогда нам сказали: «Вы же художники, вот и придумайте что-нибудь!». Мы и придумали.

Тогда неровности на поверхности будто сами продиктовали образы, и теперь вот уже пять лет там красуются два первых барельефа супругов. Хотя это и была простенькая расширяющая пространство стилизация с деревом и луной, знатоки ее оценили высоко.

— Мы постоянно пропадали в центре, а преподаватели думали, что мы просто прогульщики, — с улыбкой отмечает Виктор. – А потом, когда они увидели, что там появилось, и узнали, из чего это все сделано, сказали: «Нужно немедленно оформлять как ноу-хау. Как раз там мы использовали обыкновенную монтажную пену, и не просто вылепили однотонную объемную картину, но еще и расписали ее.

Дальше – больше

После удачного эксперимента Щеклеины решили продолжить опыты, только уже в более укромном месте – в гараже.

— Мы там постоянно химичили, то одно сделаем, то другое, а тут решили пробную картину вылепить. Зашили стену, купили материал и пошли ваять кто во что горазд: там замок сделали, там луну, тут планету, горы… Это был чистый алебастр, мы с ним теперь постоянно работаем. Мы хотели узнать, сколько лет лепнина может продержаться, так вот, еще держится, только пылью покрылась уже. Поэтому мы можем дать стопроцентную гарантию: наша работа будет служить, пока вы ее не снесете, — смеется Виктор.

Как подчеркнул он, этот материал легкий, прочный и дешевый. Он не дает усадки, на него хорошо ложится краска. Для сравнения: мешок алебастра, весом 20 кг стоит около 250 руб., а венецианской штукатурки – 5000. При этом работать проще с дешевым аналогом. Он позволяет художнику придумывать различные эффекты и обходиться без креплений при работе со слоем толщиной до 5 см.

Одним из самых крупных объектов, где семейная пара вместе с родным братом Полины Михаилом Фатеевым (теперь они работают все вместе) декорировала помещение, стал контактный зоопарк в ТРЦ «Европа».

— Помимо лепнины мы там делали еще и роспись – на всю работу у нас ушло 26 дней и более 1000 литров монтажной пены, — резюмируют супруги. – Пена, конечно, не всякая годится, потому что все марки по-разному раздуваются, разную плотность имеют. Тут пришлось повыбирать. Там было огромное трехметровое дерево. На него как раз больше всего материала ушло, пришлось каркас делать. После шпаклевки красили, стремились сделать максимально реалистично, но в то же время как-то мультяшно. Даже мох придумали, «льющуюся» воду из клея и скотча соорудили. В общем, методом проб у нас все идет.

Эксклюзив не в почете

Как оказалось, сейчас барнаульцы не очень тяготеют к барельефам, да и вообще к изделиям ручной работы – боятся переплатить, недооценивая труд мастеров.

— Многие считают, что делов-то тут – на раз-два! А когда приходят, видят, как это делается, понимают: не просто так все это на стену нашлепывается, а аккуратно резачком маленьким вырезается, тогда да, доходит, что сложно все это. Да на одном только квадратном сантиметре можно целый день работать. Конечно, проще купить готовое, отлитое в типичных формах, привезенных из Китая, а потом приклеить на стену. Это будет в разы дешевле, быстрее и неэксклюзивно совсем, — с некоторой обидой отмечают супруги.

В связи с таким отношением к барельефам художникам нечасто приходится создавать объемные картины больших размеров, поэтому, чтобы не сидеть без дела, они находят себе другие занятия. К примеру, разрисовывают социальные объекты. В частности, сейчас семейный подряд украшает стены одной из частных детских больниц, а чуть больше года назад именно их работы украсили Университетский дворик АлтГУ.

Барельеф – разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем наполовину объема.