В основе создания и развития малых и средних предприятий всегда лежит опыт, наработанный в крупном промышленном производстве

Август 17 12:40 2018

О сегодняшних перспективах развития и научно-техническом потенциале промышленности региона, ее победах и проблемах «Вечернему Барнаулу» рассказал исполнительный директор Союза промышленников Алтайского края (СПА) Сергей Куркин.

Непрерывная модернизация, внедрение высокопроизводительного оборудования и основ бережливого производства, улучшение условий труда значительно повысили статус заводского работника. Завод АЗПИ – не единственный пример.
Фото Андрея Чурилова

Пути решений

— Сергей Александрович, какие вопросы сегодня решает СПА? Каким образом Союз влияет на работу предприятий?

— СПА – организация с большой славной историей, традициями, методами работы. Задача Союза – формировать условия для успешного развития экономики Алтайского края, представлять интересы и защищать права входящих в него работодателей. Вопросы, которые при этом приходится решать, те же, что и всегда: налоги, кадры, кредитование, техническое развитие. При этом в изменившихся условиях мы стремимся максимально информировать общественность о работе предприятий.

— Сегодня СПА совместно с краевым управлением по промышленности и энергетике, а также с техническим университетом занимаются разработкой программы развития промышленности Алтайского края. Что представляет собой этот документ?

— В программе будет представлена оценка состояния промышленного производства от малых до крупных предприятий. На ее основе будут предложены меры, предусматривающие развитие не только отдельных компаний, но и целых отраслей.

— Есть ли сегодня в крае проекты, сравнимые по масштабам с Altay Common Rail System Алтайского завода прецизионных изделий?

— Уникальность проекта Виктора Германа (председатель правления Союза промышленников Алтайского края, председатель правления АЗПИ) состоит в том, что его топливная система электронного впрыска – это логическое продолжение постоянного внедрения новых технологий и создания под них специального оборудования (90% работы АЗПИ составляет станкостроение и только 10% – точное дизелестроение. – Прим. ред.). То есть те новшества, которые АЗПИ внедрял годами, сегодня воплощены в конечном продукте. Но для этого завод долго создавал инфраструктуру: готовил кадры, службы, станки. Зато теперь, в том числе благодаря государственной поддержке, вышел на новый этап развития. По другим предприятиям могу сказать, что они сосредоточены на развитии. В этом году барнаульский завод АТИ открыл новую линию по производству безасбестовых колодок, завод механических прессов занимается проектом по изготовлению колесных дисков для Петербургского тракторного завода. «Ротор», «Алттранс», «Сибприбормаш», «Ренессанс Косметик» и многие другие сегодня вкладывают в техническое перевооружение достаточно много сил и средств.

Первое впечатление

— Расскажите о взаимодействии промышленников с властью. Какие надежды первые сегодня возлагают на вторых?

— СПА работает в рамках государственно-частного партнерства. Руководители предприятий Союза включены во все межведомственные комиссии, координационные Советы и так далее. Около двух месяцев назад, когда Виктор Томенко был назначен исполняющим обязанности Губернатора Алтайского края, состоялась его встреча с представителями Союза промышленников, на которой присутствовали руководители 16 крупнейших предприятий региона. В ходе встречи Виктор Петрович сказал, что будет нашим главным лоббистом. Мы на это рассчитываем, и, судя по разговору, стало ясно, что человек действительно разбирается в вопросах промышленности.

— Какие-то конкретные вопросы на этом заседании СПА затрагивали?

— Такой задачи на тот момент не было. Нужно было дать новому руководителю региона первое представление о возможностях алтайской промышленности. Директора рассказывали о положении дел. Например, «Алтайвагон» озвучил свою проблему взаимодействия с «Уралвагонзаводом».

Все на защиту

— Сергей Александрович, вы человек с богатым производственным опытом – прошли через «Трансмаш», затем были главным инженером на Рубцовском машиностроительном заводе, а в 2016 году стали лауреатом премии Правительства РФ в области науки и техники.

— Это как раз результат работы на Рубцовском машиностроительном заводе. Он после реорганизации стал филиалом «Уралвагонзавода». Я работал там с 2008 года. Время было сложное. Мы в то время проводили опытно-конструкторскую работу по разработке и постановке на производство подвижного разведывательного пункта.

— На рельсах?

— Нет-нет. Это гусеничная машина на базе БМП, оборудованная новым приборным комплексом («Аргус» предназначен для ведения наземной артиллерийской разведки. – Прим. ред.). К выполнению опытно-конструкторской работы было привлечено достаточно много предприятий и проектных институтов оборонной промышленности. Наше предприятие являлось головным исполнителем проекта. Вот за эту работу группа специалистов нашего завода и предприятий-соисполнителей была награждена премией Правительства РФ.

— Какова судьба машины?

— В 2010 году подвижный разведывательный пункт был принят на вооружение приказом министра обороны РФ. И нам стали поступать регулярные заказы. Собственно, за счет этого завод и получил вторую жизнь. В противном случае неизвестно, чем бы дело закончилось, а благодаря этому проекту мы значительно поднялись в объемах – с 300 млн руб. до 1 млрд 800 млн в год – после чего и смогли возобновить работу по созданию и ремонту, в том числе гражданской техники.

— Это напоминает пример бийского предприятия «Сибприбормаш», который в восемь раз увеличил оборот за счет оборонзаказа.

— Именно так. Оборонзаказ дал толчок к развитию многим промышленным предприятиям края.

74 предприятия машиностроения, легкой, химической, пищевой и перерабатывающей промышленности объединяет Союз промышленников Алтайского края. 50 из них входят в его Барнаульское территориальное отделение.

Большая школа

— Есть мнение, что крупные заводы уходят в прошлое и делать ставку нужно именно на небольшие, гибкие и креативные предприятия. Такие, например, как «СиСорт».

— Право на жизнь имеют различные формы производства. Более того, могу назвать ряд предприятий, которые относительно недавно были созданы буквально на пустом месте, – это «Ренессанс Косметик», «Зиас Машинери» и Алтайский сталелитейный завод. Сейчас они внедряют скоростные современные линии, автоматизируют процесс производства и показывают хорошую динамику развития. Но исходя из мировой статистики, достаточно редко из мелких предприятий вырастают средние, тем более крупные. Поэтому наша задача – обеспечить условия для дальнейшего увеличения мощностей и эффективности в первую очередь крупных предприятий. Как показывает практика, именно средние и крупные компании обеспечивают основные объемы производства. Они – основа экономики. Здесь сосредоточены все сложные технологические процессы. Здесь готовят специалистов, в том числе для малых предприятий. Будут работать крупные – и вокруг них всегда будут организовываться малые. Они могут производить отдельные комплектующие. Яркий пример — АО ФНПЦ «Алтай» в Бийске, который послужил базой для создания 60 новых наукоемких предприятий, среди которых «Эвалар», «Источник плюс» и другие. Или «Трансмаш» – не зря в свое время его называли кузницей кадров. Оттуда вышли все лучшие технические специалисты – руководители многих предприятий, потому что дизелестроение – вершина отрасли. Сам масштаб производства заставлял совершенствоваться, изучать новые подходы.

— Выходит, в промышленности главное – люди. Как сегодня на предприятиях СПА решают кадровые проблемы?

— В прошлом году мы решали вопрос по обеспечению кадров с нашими университетами, изменив программу обучения. Потому что условия поменялись, и нужно корректировать программу под специальности, которые нужны предприятиям сегодня. Мы создали профильные кафедры на многих ведущих предприятиях: «Ротор», Барнаульский станкостроительный завод, АЗПИ, «Ренессанс Косме тик», всего порядка 30. Сейчас они работают на постоянной основе. Будущие специалисты еще студентами должны видеть реальное производство, пробовать себя в профессии и понимать, чем предстоит заниматься. При этом ряд наших предприятий сегодня ведет студентов с первого курса. Наиболее успешным выплачивают дополнительную стипендию.

— Вы говорите – условия поменялись. В 90-е годы и нулевые работа заводчан была очень сильно понижена в статусе. Сейчас маятник качнулся в другую сторону?

— Именно так. Мы прикладываем все усилия, чтобы поднять этот статус. Сегодня четверть студентов инженерных специальностей закрепляется на предприятиях края, а попытки прийти в профессию совершает, по крайней мере, половина выпускников того же технического университета. Им необходимо показывать, что наша промышленность живет и развивается. Ведь если смотреть на структуру валового регионального продукта, вклад промышленности очевиден (около 20%), а условия работы значительно улучшились в сравнении с советской эпохой. Кстати, в информационных целях, в первую очередь для молодежи, мы создали новый интернет-портал – «Алтай промышленный», который продолжаем совершенствовать (ссылка http://altprom. info. – Прим. ред.). Здесь мы аккумулируем все сведения о состоянии, развитии и проблемах наших предприятий.

Сергей Куркин окончил Алтайский политехнический институт по специальности «инженер-механик». До 1987 года работал на заводе «Трансмаш», затем до 2008-го на «Барнаултрансмаше». Прошел путь от мастера до заместителя генерального директора по качеству. Далее в должности главного инженера работал на Рубцовском машиностроительном заводе, который в 2011 году был реорганизован в филиал «Уралвагонзавода». Работу на предприятии завершил в должности директора. С 12 октября 2017 года является исполнительным директором Союза промышленников Алтайского края. Выбран на заседании СПА единогласным решением. Лауреат премии Алтайского края «Директор года» в 2015 году. В 2016 году — лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.