Международный день коренных народов мира отмечается 9 августа

Август 10 16:07 2018

Один из древнейших этносов Алтая – кумандинцы.

Представительница кумандинской диаспоры показывает, как с помощью каменной зернотерки в древности перетирали жареный ячмень.
Фото из архива Маргариты Енирековой

Маргарита Енирекова возглавляет молодежное движение кумандинской культуры в Ассоциации национально-культурных объединений Алтая. Она окончила академию культуры и искусств в Барнауле и сейчас не прерывает связей с городом. В 2013 году Маргарита и ее единомышленники из кумандинского сообщества Барнаула впервые познакомили горожан с родной культурой, организовав праздник «Угощение природы». А в сентябре жителей и гостей краевой столицы ждет другой кумандинский праздник – Кача-ган.

Охотники, рыбаки и собиратели

— Кумандинцы – коренной народ Северного Алтая. Первое упоминание о них в записях встречается в 1630 году. Когда тобольские воеводы набирали людей на военную службу, то в войске были и кумандинцы. Хотя, конечно, наш народ гораздо старше, – рассказывает Маргарита Енирекова. – В Алтайском крае мы проживаем преимущественно в Солтонском и Красногорском районах, то есть в верховьях реки Бии. Немного в Кемеровской области. Основная диаспоракумандинского народа на Алтае находится в Бийске. Но и в Барнауле, по данным последней переписи, проживают 400 человек.

В давние времена кумандинцы жили в основном охотой, собирательством. Прителецкая тайга богата маралами, и наши предки издавна охотились на них. Мясо использовали в пищу, а женщины из шкур шили одежду и обувь. Климат у нас довольно прохладный, поэтому заготовка шкур и пошив теплой одежды были важными промыслами. Летом собирали ягоды, грибы. В Солтонском, Красногорском районах в основном ловили рыбу: хариуса, тайменя, налима. Привычка есть рыбу сформирована веками, без нее настоящий кумандинец не может.

Кумандинцы – язычники и поклоняются духу огня, духам гор. Их еще называют «дети гор». Они считают, что у каждого перевала есть дух. И если «сын гор» поднялся на перевал, нужно обязательно поклониться духу, сделать пожертвование, разжечь костер, повязать белую ленту на дерево. Этим он как бы оставляет частичку себя. Он знает, чтит, уважает этого духа, а тот позволяет без происшествий спуститься с перевала, а потом вновь подняться на него.

Маргарита Енирекова: «Мы проживаем на территории Республики Алтай. Нас называют «куманды-кижи». В переводе с алтайского «кижи» значит «человек». Но мы отличаемся от алтайцев. У нас северный диалект, но уйгурской тюркской языковой культуры. Мы ближе к уйгурам и внешностью отличаемся. По внешнему виду сразу понятно, кто челканец, кто тубалар, кто кумандинец».

Угощение природы

Хотя современная цивилизация давит все больше, кумандинцы стараются сохранять традиции, не забывать праздники. «Конечно, теперь мы уже не собираемся, как раньше, всем селом. Но проводим национальные праздники в семьях, – говорит Маргарита. – Из детства мне запомнился праздник «Угощение природы». У нас стояли раньше три дома, где жили семьи кумандинцев. Весной, как только сходил снег, мы собирались домами на поляне, разжигали костер, пили национальный напиток толкан, родители готовили баранину. Мы всегда были в белых одеждах. Видимо, потому что это весенний праздник, когда природа оживает и все должно быть чистым, непорочным.

Каких-то идолов, капищ для подношений духам сейчас уже нет. Но если ты разжег огонь, задобрил его, то это уже идет тебе плюсом от рода. Можно побрызгать в огонь молоком или бросить кусок баранины в дар. Или просто накрыть богатый стол, подать на него все дары природы. У меня интерес к национальным традициям пошел от родителей, мне захотелось дальше углубляться в культуру».

У кумандинцев есть свой язык. И, по словам Маргариты, бийская диаспора работает над книгой, букварем, чтобы маленькие дети могли учиться по нему. В Артыбаше живет женщина, которая открыла этнический музей кумандинской культуры «Эрми Таш». И она многое рассказывает о культуре. Интересно показаны национальные костюмы.

Кача-ган спускается с небес

В сентябре кумандинцы приглашают всех барнаульцев на праздник Кача-ган.

— Это древний осенний кумандинский праздник. Смысл его в том, что после лета люди отдыхают и благодарят землю за то, что она дала урожай. И в это время каждый кумандинец обязан отмечать праздник, преподносить дары. Иначе в следующем году хорошего урожая не будет. То, что ты собрал у себя на территории, нужно преподнести в дар духу, поставить на стол хорошее угощение. А кто-то из мужчин обязательно надевает маску, символизируя духа Кача-гана, спустившегося с небес. Он живет либо на первом небе, либо на седьмом. И в это время он спускается к людям, ходит и смотрит, как мы его прославляем, благодарим. Кача-ган может зайти в любой двор. Я очень хочу, чтобы люди других диаспор представляли, что это за праздник. По-моему, корни — это наше все. Мы же все раньше были язычниками. И я считаю, что наш род, даже если он уходит, все равно нас оберегает. И если мы забудем наши традиции, наш род, то мы будем как дерево, которому обрубили корни. А дерево без корней засохнет. Так же и с человеком. Нельзя жить без своей культуры, – уверена Маргарита.

В национальных костюмах кумандинцев присутствует темно-зеленый цвет, под кедр. Потому что он – священное дерево. И голубой цвет, как у реки Бии. Также кумандинский народ делится на сеоки – родовые объединения. Поэтому на одежду наносятся орнаменты с индивидуальной символикой каждого рода.