Великий Сибирский тракт

Август 06 19:12 2018

В XVIII веке сибирские реки были основными, а в некоторых районах – и единственными транспортными путями (как летом, так и зимой) между населенными пунктами. Навигационный период в Сибири короток, а развитие региона требовало частого сообщения между городами и селениями.

Торговый обоз на Сибирском тракте.
Фото из сети Интернет

Настоятельная необходимость

По льду замерзших на полгода рек можно прекрасно водить тяжело груженные обозы, но ведь от одного города к другому река протекает не всегда. Возрастающие от года к году торговые потребности растущих сибирских городов в середине XVIII века привели к возникновению за Уралом гужевого Сибирского тракта.

Дорога, протянувшаяся на многие сотни верст, шла по территориям, совсем еще недавно принадлежавшим враждебным народам. Вряд ли бы этот тракт был создан, если бы не обширная сеть военных укреплений, идущая вдоль южных границ Сибири до тихоокеанского побережья.

Центральной точкой, от которой в радиальном направлении на восток и юг шло в XVII-XVIII веках строительство русских форпостов, был город Томск, заложенный в 1604 году. Глядя на современную карту Сибири, можно увидеть, что практически все крупные города от Урала до тихоокеанского побережья расположены вдоль нашей южной границы, на расстоянии от нее в 200-300 километров. Прямое водное сообщение между большинством из них отсутствует, поэтому упомянутый Сибирский тракт, стихийно возникший на протяжении более чем 8000 верст, просто был обязан здесь появиться.

Как известно, любой протяженный путь, где купеческий караван – не редкость, привлекает повышенное внимание определенной категории людей (помните классическое «разбой на большой дороге»?). Однако не надо думать, что именно поэтому весь южный участок сибирской границы охраняли системы укреплений, так называемые оборонительные линии. Сибирская линия, заложенная по указу Петра Первого в 1716 году и к середине XVIII века охватывавшая огромную территорию от Урала до Алтая, была защитой не от лихих людей, а от внешней агрессии, ведь южнее Сибири у России друзей и союзников не было вовсе…

Царский долгострой

В 1727 году был заключен Кяхтинский договор, устанавливавший дипломатические и торговые отношения между Россией и Китаем. Но еще в 1689 году оба государства подписали Нерчинский мирный договор. Согласно его статьям страны могли осуществлять масштабную торговлю.

Однако ее объем был в разы меньше ожидаемого. И дело заключалось вовсе не в том, что джунгары препятствовали нормальному передвижению торговых караванов в Поднебесную и обратно – не существовало, по большому счету, самого торгового тракта. Путь из столицы России в Поднебесную представлял собой великое множество дорог разной степени пригодности для передвижения в разные сезоны. Общим здесь было только одно – направление.

Великий торговый путь должны были начать строить еще по царскому указу от ноября 1689 года, однако шли годы и десятилетия, а путь, долженствующий соединить столицу России с Сибирью, по-прежнему представлял собой множество сухопутных дорог, речных путей и волоков. По-настоящему правительство занялось Сибирским трактом только через три года с момента подписания Кяхтинского договора.

Обустройство столь длинной дороги продолжалось до середины XIX века. Она начиналась из Москвы и шла на Казань, Пермь, Тюмень, Тобольск, Колывань, Томск. Начиная от него, тракт разделялся на северную ветку (Енисейск, Якутск, Охотск) и южную – на Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) и Иркутск.

За Верхнеудинском тракт разделялся еще раз. Одна его ветка продолжала направление вдоль Шилки и Амура, а вторая, южная, шла к Кяхте, на границу с Китаем. Именно эта южная ветка Сибирского тракта и стала знаменитым Чайным путем. Отсюда торговцы чаем пересекали степи Внутренней Монголии и попадали в Калган – крупную заставу в Великой Китайской стене, считавшейся воротами в Поднебесную.

Великий чайный путь

В 50-е годы XVIII столетия направление тракта от Тюмени изменилось. Теперь он шел на Ишим и Омск до Томска, а от Томска – на Ачинск и Красноярск до Иркутска, от которого направление тракта осталось неизмененным. Восточный участок до Калгана по аналогии с Великим шелковым путем получил название Великий чайный путь. Отсюда в Россию караванами везли чай. Торговля чаем имела весьма интенсивный характер.

В 1787 году в России появляется первая торгующая чаем компания «Перлов с сыновьями». Несколькими годами позже в стране образовался отдельный клан купцов-чаеторговцев, которые получили название «чайники». В руках «чайников» был сосредоточен весь завоз чая из Китая, ставший со временем настолько большим по объему, что чай теперь можно было купить не только в обеих российских столицах и близких к ним городах, но и в других городах вдоль Сибирского тракта.

Любопытно, что от Иркутска вдоль реки Лены через Якутск шел торговый чайный путь на Аляску (тогда еще российскую территорию). С окончанием строительства в 1903 году Транссибирской железнодорожной магистрали закончилась и караванная торговля чаем. Теперь его перевозили вагонами, а употребление чая в Российской империи стало массовым…

Трактовая почтовая служба

Сенат подписал в 1754 году указ о строительстве почтовых станций на Сибирском тракте. Предполагалось, что с введением почтовой службы существенно улучшится перевозка важных бумаг из Сибири и обратно. И, надо сказать, ожидания правительства в этом оправдались. Если в 1724 году почта из Москвы до Тобольска могла доставляться только раз в месяц, то через десять лет, в 1734 году, почтовые отправления приходили уже еженедельно. Еще через 20 лет, в 1754 году, почта приходила в Тобольск два раза в неделю.

Трактовые перевозки невозможно представить без ямщиков. В ямщики в России шли «охочие люди», которые селились слободами и зачислялись в разряд служивых людей. Ямская служба захватывала только западную часть Сибирского тракта (до Тюмени), а остальные его участки обслуживали крестьяне из притрактовых поселений.

На крестьян притрактовых сел и деревень после окончательного устройства тракта и заселения, кроме непосредственного его обслуживания, правительством были возложены дополнительные повинности, связанные с содержанием дороги, мостов, переправ, провозки воинских команд и прочее. Подсчитано, что натуральные и денежные повинности сибирских крестьян примерно в 40 раз превышали расходы крестьян в российских губерниях.

В 1742 году все податное население было разделено на так называемые ямские сотни, которые своими силами содержали зимовья, почтовые станции и должны были на своих лошадях «править курьеров и прочих персон». Составлялось специальное расписание, где подробно указывалось, на какое селение, в какую волость должно выставляться определенное число крестьянских лошадей. Так, например, предписывалось на Сибирском тракте «содержать 1 лошадь 30 душам».

Таким образом, например, на участке от Барнаула до Томска и далее по Сибирскому тракту до почтовой станции Тырышкина для содержания 510 лошадей в расписание было назначено 45 900 душ. Инфраструктура тракта предусматривала на всем его протяжении через каждые 25-30 верст строительство так называемых ям (почтовых станций) с домами для отдыха проезжающих, с амбарами, сеновалами и помещением для ящиков.

В кандалах по тракту

Первоначально ссылка в Сибирь не означала каторгу. Даже самые ужасные преступники в здешних острогах занимались крестьянским трудом наравне с обычными переселенцами. С 1679 года официально в Сибирь начали ссылать на каторжные работы уголовников, а позже – политических.

Закованные в кандалы, нестройными рядами каторжане под конвоем солдат двигались к уготованному им месту со средней скоростью три-четыре километра в час (около 500 верст в месяц). Подсчитано, что за 100 лет, с 1783 по 1883 годы, на каторгу проследовало около 1,5 миллиона человек.

По великому Сибирскому тракту проехали такие известные люди, как Радищев и Достоевский, Чехов и Ядринцев. Этапом по нему провели ссыльных декабристов. Но это уже другая история…

Николай Скорлупин.