Во втором авиафестивале «Крылья Сибири» приняли участие 88 моделистов из России и Казахстана

Июль 30 13:20 2018

Маленькие копии лучших образцов авиации вновь выписывали пируэты на втором авиационном фестивале «Крылья Сибири», который проходил в Ребрихинском районе.

На фестивале авиамоделисты представили технику не только современного образца, но и вошедшую в историю.
Фото Андрея Каспришина

Гости с любопытством изучали рукотворные, в разы уменьшенные воздушные суда. С авиапарком также познакомился руководитель региона Виктор Томенко.

Дело техники

С самого утра алтайское небо разрезают крыльями самолеты и самолетики, рвут лопастями воздух мини-вертолеты. За каждым из них с земли пристально наблюдают хозяева, сжимая в руках пульты управления и болезненно реагируя на каждое неловкое движение железных птиц. Как утверждают пилоты, пробуя технику на новой площадке, понимаешь, нравится она ей или нет.

Судя по всему, ребрихинская земля пришлась по вкусу даже самым характерным авиамоделям – техника мало капризничала и покорно выполняла поставленные штурманами задачи. Кстати, в этом году уменьшенные копии авиатехники слетелись на Алтай не только из близлежащих регионов. Некоторые из них преодолели тысячи километров, добираясь из Ижевска и Алма-Аты.

— Уверен, у такого замечательного начинания, а фестиваль еще молодой, впереди замечательное будущее. Эту инициативу краевые власти будут всячески поддерживать, – отметил руководитель региона Виктор Томенко.

Крутые виражи

К подготовке дебютного фестиваля организаторы Константин Сопов и Виталий Сергеев подошли не столь серьезно, не надеясь устроить большее, чем простые «полетушки». Наперекор всем ожиданиям «Крылья Сибири» получили широкий резонанс и в тот же год привлекли в район тысячи туристов и десятки участников. Такой ажиотаж заставил местных предпринимателей с умом взяться за подготовку очередного слета – составить несколько программ полетов, привлечь творческие и файер-коллективы.

К слову, уровень мастерства участников тоже возрос – одной из фишек фестиваля стал единовременный подъем в небо сразу 20 самолетов! Снизу казалось, этот рой, выпускающий разноцветный дым, рано или поздно собьется в клубок, переломает друг о друга крылья и пропеллеры или разлетится на кусочки в лобовом столкновении. Но в каждый критический момент пилоты ловко выводили своих птиц на безопасный курс едва уловимым движением руки. Как отмечают знающие люди, этот массовый трюк – один из самых сложных, ведь мало отслеживать движение собственного судна, нужно держать в поле зрения траектории движения своих коллег по небу.

В индивидуальных полетах пилоты тоже были щедры на сложные фигуры, правда, по зубам они были только опытным моделистам. Для них какая-нибудь петля Нестерова (она же мертвая, относится к фигурам сложного пилотажа) – если не детский лепет, то чтото из разряда простых. Им подавай, например, вращение самолета вокруг своей оси (или, по-умному, роллинг харриер), движущегося по траектории круга или восьмерки.

Любят мастера выкидывать и фортели «на ноже», отправляя модель в полет, переворачивая ее на бок так, чтобы крылья были не параллельны земле, как это бывает в обычном полете, а строго перпендикулярны.

В кругу закоренелых авиамоделистов ценится и высота полета – чем она ниже, тем выше профессионализм штурмана. Для сравнения: авиаторы со стажем роллинг харриер крутят на высоте пять метров, летают «на ноже» на двух, а для новичков те же самые фигуры по силам лишь на 30-40 метрах над землей.

Свои причуды

Интересно, что на фестивале были представлены как промышленные, так и самодельные образцы из композитных материалов, дерева, металла, точные копии и уникальные авторские модели. Так, самой популярной среди любителей делать селфи стала летающая на метле красноярская Баба-яга, которая во время полета жутко сверкала глазами. Дети шутку оценили – те, кто сначала ее страшно боялся, через пару минут стояли в очереди, чтобы подергать бабулю за нос.

Если ожившая героиня сказки привлекала внешним видом, то точная копия советского истребителя Як-3, которая тоже прилетела из Красноярска, поразила качеством исполнения – оригиналу соответствовал и внешний вид, и начинка: двигатель, водяное охлаждение, помпа, радиатор…

Копию привез и Александр Гурвиц из Астаны. Только сделал он ее с заокеанского «пайпера», оснастил бензиновым двигателем и крыльями с двухметровым размахом. Это первая модель, которую конструктор делал самостоятельно.

— Эта модель своеобразная, немножко даже древняя, тем и интересна. Она летает медленно, очень красиво. И полет у нее такой своеобразный, знаете, как у старенького самолета, такой пу-пу-пу-пу-пу… Изначально мне хотелось сделать что-нибудь немаленькое, но при этом комфортное в движении, вот его и выбрал. Только особых кульбитов он делать не позволяет, все-таки у него немного другое предназначение, но, думаю, петлю Нестерова, а может, бочку сделаю. Выйду на взлетную полосу, там видно будет, как душа ляжет, – поделился ожиданиями перед стартом Александр.

Гость не стал озвучивать, сколько средств у него ушло на модель, однако, как показывает практика, авиамоделирование – дело недешевое. На хорошую модель уйдет не один месяц труда и не один десяток тысяч рублей.

Кроме авиамоделей, на фестивале была представлена и настоящая техника: вертолет Robinson R-44, три самолета Сessna, легкомоторный двухместный Aeroprakt A22, дельталеты и парапланы.