На Шукшинских чтениях побывал писатель Роман Сенчин

Июль 30 14:02 2018

Имя писателя Романа Сенчина, побывавшего в Барнауле на Шукшинских чтениях, зазвучало не так давно. В 2009 году его роман «Елтышевы» вошел в шорт-листы сразу нескольких престижных литературных премий, а в 2012-м еще один роман, «Зона затопления», получил премию Правительства РФ и третью премию «Большой книги».

В рамках Шукшинских дней Роман Сенчин встретился с читателями в стенах Шишковки.
Фото Екатерины Пушкарской

Литературные критики называют Романа Сенчина ярким представителем «нового реализма», а читатели хоть и находят его прозу довольно мрачной, но отзываются об ее авторе как о невероятно честном, искреннем писателе, воспринимающем жизнь без прикрас, такой, какая она есть.

Переосмысление 1990-х

Во время вашей творческой встречи с читателями в Шишковке представили ваш последний роман «Дождь в Париже». Поколение 1990-х в нем узнает себя практически на каждой странице.

— Да, мне всегда казалось, что 1990-е давно нуждаются в литературной оценке и весьма достойны стать поводом для создания большого полотна вроде «Войны и мира» или «Тихого Дона». Казалось бы, этому времени уделяют внимание такие авторы, как Леонид Юзефович, Андрей Рубанов. Но каждый пишет о каком-то одном интересующем его срезе, будь то бизнес, криминал или интеллигенция. А это был все же глобальный перелом, сыгравший решающую роль в судьбе каждого. Все это хотелось бы видеть не мазками, а масштабно. Что касается моего романа, то в нем много автобиографического. Да и сама идея этой книги родилась из реальности. Я действительно когда-то оказался на литературных мероприятиях в Париже в плохую погоду. Гулять не получалось, с Интернетом я еще не был дружен и большую часть времени проводил в номере, вспоминая свою жизнь. Признаться, это довольно тяжело, когда воспоминания накатывают так, что невозможно отвлечься. Спустя несколько лет я написал об этом книгу.

Из вашей биографии видно, что жизнь вас побросала. Кызыл, Новосибирск, Питер, Петрозаводск… За это время получили много разных профессий – вплоть до повара и облицовщика-плиточника. Как на этом пути возник Литинститут?

— Действительно, в свое время меня изрядно побросало из стороны в сторону. Моя затянувшаяся неустроенность довольно потрепала нервы моим родителям. Но потом оказалось, что весь этот опыт мне пригодился, и для того, чтобы написать роман, специально спускаться в шахты, как Эмиль Золя, мне не понадобилось. Я нашел себя чуть позже, чем мои сверстники. В Литературный институт я поступил в 24 года, окончил же за положенные пять лет, а не за семь или десять, которые принято проводить в стенах этого вуза. Здесь моя давняя тяга к фиксированию мыслей на бумаге и нашла свое воплощение.

Нестоличность как преимущество

Еще вы занимаетесь музыкой?

— Если можно так сказать, ведь на музыкальных инструментах я не играю. Я являюсь автором текстов и вокалистом панк-рок-группы «Гаражная мелодика». С ней мы выступаем в разных городах, на фестивалях, в рамках сборных концертов. Вот недавно записали альбом «Не умру молодым» с возрастным ограничением «45+». Разумеется, слушать его я вам не советую. Кстати, среди музыкантов – немало писателей моего поколения, сформировавшегося на рок-музыке, в том числе и на советской (точнее, антисоветской). Взять, к примеру, Захара Прилепина, Евгения Алёхина, Германа Садулаева.

Долгое время вы жили в Москве. А недавно вдруг переехали в Екатеринбург. Удаленность от столицы не мешает издавать книги и публиковаться?

— В Екатеринбург я переехал полтора года назад (сюда Роман Сенчин перебрался из столицы вслед за женой – известным уральским драматургом Ярославой Пулинович, чьи пьесы идут в том числе и на сценах барнаульских театров. – Прим. ред.). И, скажу вам, большой разницы не заметил. Вероятно, потому, что в последние годы для того, чтобы быть на слуху, совсем не обязательно жить в столице – благодаря Интернету редакторы и издательства активно работают и на удалении. К тому же с каждым годом читательский интерес смещается в сторону писателей из провинции – тот же Захар Прилепин живет в Нижнем Новгороде, Денис Гуцко – из Ростова-на-Дону, Дмитрий Новиков – из Петрозаводска, а Михаил Тарковский покинул Москву намеренно и превратился в большего сибиряка, чем сами сибиряки. В общем, нестоличность вдруг стала преимуществом.

Новый язык

Вас относят к представителям «нового реализма» – поколению писателей, стартовавших в нулевые. Характеризуется эта «группировка» в основном новым правдивым языком, которым они вдруг заговорили с читателями. Как вы думаете, этот новый язык породило время?

— Думаю, да. Есть мнение, что древние греки давно использовали в своих произведениях все существующие в природе фабулы, они же успели задать все вопросы, волнующие мир. Но литература при этом не умерла, так как мир изменчив, а потому при определенном наборе сцен постоянно меняются приметы времени, окружение, герои. И мне кажется, писатель всегда должен оставаться адекватным времени, адекватным себе. Вот и получается, ребята, которые пришли в литературу в нулевые, пишут особым языком, соответствующим духу их времени. Насколько я знаю, этот язык могут воспринимать далеко не все. Что касается каких-либо классификаций, то они меня всегда пугают. Как и пугает все, что обо мне говорят. Однажды мне в руки попалась книга «Все о Сенчине». Читая ее, я чуть не сошел с ума.

Вы стали гостем Шукшинского фестиваля. Кто вас пригласил?

— Об Алтае я очень много слышал, но, увы, здесь никогда не бывал. К счастью, благодаря писательским поездкам мне постепенно удается расширить представление о нашей стране, понимать, что Россия не просто карта на стене, а живые люди, города со своим лицом, характером. Разумеется, я много слышал о вашей земле, ведь сам я родом из Тывы, то есть тоже сибиряк, хоть и более восточный. Стать участником Шукшинских дней мне предложил авторитетный для меня человек – Михаил Тарковский. Немалую роль сыграло и мое отношение к Шукшину, которым я когда-то зачитывался, и до сих пор считаю, что некоторые его рассказы, вроде «Алёша Бесконвойный» или «Охота жить», непревзойденные шедевры.

В 2014 году студией Вадима Абдрашитова был экранизирован рассказ Романа Сенчина «За встречу», где одну из главных ролей сыграл Владимир Гостюхин. Не так давно был заключен договор с писателем на экранизацию романа «Елтышевы». Однако пока деньги на его экранное воплощение не найдены.