На трассе «Турина гора» прошел III этап соревнований по мотокроссу «Кубок Содружества»

Июль 27 14:25 2018

Два дня на барнаульской трассе «Турина гора» проходил III этап международных соревнований по мотокроссу «Кубок Содружества». Участие в нем приняли гонщики из России, Монголии, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

В Барнауле заезды дуэтов проводили для зрелищности и рекламы этой дисциплины.
Фото Ярослава Махначёва

Мощнее и шире

Соревнования «Кубок Содружества» появились, как ни удивительно, из экономии. Большинство соревнований проходит либо в европейской части России, либо в самой Европе. Ездить туда весьма накладно, особенно если ты не топовый спортсмен, а только пробиваешься наверх. Вот мотогонщики из Азии и Сибири посовещались и решили проводить свой многоэтапный старт. Один из этапов доверили Алтайскому краю. Международные заезды в Барнауле проходили впервые, до этого «Турина гора» видела гонщиков лишь из Алтайского края да из некоторых регионов Сибири. Кто-то может скептически улыбнуться, мол, что там за спортсмены в вашей Монголии да Киргизии. Но, как заверил вице-президент Алтайской краевой федерации мотоспорта Дмитрий Васильев, как раз в азиатских странах мотоспорт развит очень хорошо.

Соревнования, как уже говорилось, проводились два дня. Медали разыгрывались в одиннадцати классах, в каждом из которых было по два заезда. Победитель определялся по сумме очков, начисляемых за каждый из них. По регламенту мотогонщики должны были за определенный промежуток времени успеть проехать как можно больше кругов.

Трассы, кстати, специально к соревнованиям пришлось переделывать, расширять под мотоциклы с коляской (если одиночникам хватает и шестиметровой ширины, то колясочникам нужно не менее восьми). Представитель Федерации мотоспорта России после реконструкции трассы приехал и вынес вердикт – все нормально, можно стартовать.

Отцовское наследие

Если футболистом, каратистом или пловцом можно стать, то мотогонщиками рождаются. Если отец медик, строитель или дипломат – сын может быть кем угодно. Но если отец в прошлом занимался кроссом – ребенку этого же пути не миновать. Хоть годик-другой, да поездит, покатается.

Юный славгородец Даниил Голубоцкий – один из самых перспективных мотогонщиков Алтайского края. Правда, первый заезд в классе «до 65 кубических сантиметров» ему не удался. Поначалу одиннадцатилетний гонщик шел среди лидеров, но на вылете с одного из трамплинов столкнулся с оппонентом. Упали оба, и, пока поднимались, соперники успели их объехать, время было потеряно.

— Переволновался, – говорит отец Даниила Сергей Голубоцкий. – Он знает, что может первым ехать. Но одно падение, потом второе. В общем, не получилось, как хотелось.

Судьба Даниила была определена еще до появления на свет – отец, сам занимавшийся мотокроссом, еще до рождения наследника сказал жене: «Будет сын, пойдет в мотокросс». Так и получилось, с шести лет Даниил на железном коне. Мама Дани, конечно же, переживает, все-таки мотокросс не шахматы, но и не противится.

— Да у меня, конечно, тоже сердце екает, даже когда он просто едет, не то что на трамплинах и при падениях, сын все-таки, – признается Голубоцкий-старший.

Мотоспорт – удовольствие недешевое. Подростковый мотоцикл, как у Даниила, стоит 300 тысяч рублей. На нем он уже четыре сезона, пришло время продавать – вырос. Как физически, так и в спортивном смысле.

— Чем лучше человек едет, тем больше расходов. Другая техника, другие запчасти, больше соревнований. Если нигде не выступать, рост прекратится, – поясняет Сергей.

Кстати, зимой его сын занимается другим видом спорта – хоккеем, причем тоже успешно. В прошлом сезоне участвовал в «Золотой шайбе». Предвидя вопросы, отвечу – на учебу тоже времени хватает. Пусть и схватил за год тройку по русскому, с другими предметами проблем нет. И в технике уже разбирается.

— Пока доверяю только помыть мотоцикл, почистить. Ремонтирую сам – все-таки запчасти дорогие, если неправильно что-то поставит, новые расходы. Но показываю ему, как и что работает, чтобы учился, – говорит отец юного мотогонщика.

От Караганды до Барнаула

Погода во время соревнований каждый день была разная. В субботу – солнечно и жарко, а это значит, пыль столбом. В воскресенье шел мелкий дождик и пыль сменилась грязью. После заездов пилоты выглядели очень колоритно и эффектно, хотя сами таким грязевым ваннам вряд ли были рады.

— Я еду, все очки залепило, пришлось вслепую все делать, по приборам шел. Потом их снял – и тут меня уже всего грязью закидало, – эмоционально описывает ход борьбы мотогонщик Павел Овсянников из Семея.

В Барнауле на соревнованиях Павел не первый раз, в прошлом году даже стал победителем своего класса (до 125 сантиметров кубических). Наша трасса ему очень нравится. Порой можно услышать недовольства, но это, как правило, от тех, кто на пьедестал не попал, – плохому гонщику мотоцикл мешает.

— Нет, трасса интересная, техничная. Много трамплинов, поворотов. Крутой спуск и сразу поворот – не везде такое встретишь, тут надо понимать, как ехать, – говорит Овсянников.

На сей раз в его классе развернулась упорная борьба за лидерство между мастером спорта из Прокопьевска Кириллом Цвенгером и многократным чемпионом Казахстана Вячеславом Яновским из Алма-Аты. Они на всех этапах «Кубка Содружества» идут бок о бок, и, видимо, судьба чемпионства в этом классе решится на финальном этапе в Омске в эти выходные.

Казахстанцы, кстати, те еще любители приключений. Еще в субботу гонщики участвовали в чемпионате своей страны в Караганде. Едва финишировав, погрузились в микроавтобусы и приехали в Барнаул, успев стартовать тут в воскресенье.

— А нам просто больше негде стартовать, – говорит Вячеслав Яновский-старший, отец и тренер того самого многократного чемпиона (помните о роли отцов в мотоспорте? — Прим. авт.). – За лето в Казахстане – одна гонка. Весной стартов там много, а летом наступает затишье. И вот мы едем то на Урал, то в Сибирь. После Барнаула в Омск, потом еще куда-нибудь. И без заезда домой, иначе дорого.

И в люльку

Гонки с колясками – это даже не дисциплина мотокросса, а другой вид спорта. Едут тут тандемом – мотоциклист на железном коне газует и рулит, а его напарник в люльке активно перемещается на полусогнутых. Одни колясочники называют свою роль балластом, другие – балансиром. Суть одна – без груза в люльке мотоцикл, к которому эта конструкция приварена жестко и намертво, просто перевернется. Вот напарник и помогает своими перемещениями сохранять баланс, особенно это актуально на поворотах.

Кемеровчанин Виктор Сидоров всю жизнь был одиночным гонщиком, а тут – дебют в паре, да еще и в люльке.

— Главное тут – преодолеть страх, ты ведь не сам управляешь, а надеешься на него. А он – на меня, вот от слаженных действий и зависит результат. Когда-то на Алтае были очень сильные гонщики-колясочники, выступавшие и побеждавшие на союзном уровне. Потом все кануло в Лету. Экипажи, которые могли бы поехать, есть – с техникой сложно.

Честно, по дороге на соревнования ожидал увидеть что-то вроде тяжелых «Уралов» с привычными всем колясками. Но нет, эта техника совсем другая. Выглядит, как будто собранная своими руками, на деле же – импортного производства, тех же фирм, что выпускают и классические кроссовые мотоциклы. Причем тоже недешевая – у экипажа из Анжеро-Судженска Сергея Малышева и Антона Кучмая байк с люлькой стоимостью под миллион. Когда-то мотоцикл немецкого производства даже участвовал в чемпионате мира, потом его купили эти парни.

Сергей за рулем, Малышев в коляске. Тандем сложился два года назад. Просто наудачу парни решили проехать вместе, результат оказался хорошим, с тех пор так и катаются.

— Не страшно, но адреналина хватает. Один еще ни разу не выпадал, только если вдвоем с Серёгой, – говорит Антон Кучмай.

— На самом деле от него тут больше зависит, чем от меня. Антон мои ошибки может исправить, я его – нет, – добавляет Сергей Малышев.

Увы, но дорогая техника успеха парням не принесла – заглохли в первом же заезде. Потом завелись, но вскоре встали снова – на этот раз окончательно. Победу в этом классе одержали Павел Костюков и Никита Ковальчук из Омска.

В конце августа юные мотогонщики Даниил Голубоцкий (Славгород) и Дмитрий Буравлёв (Рубцовск) примут участие в первенстве России по мотокроссу, которое пройдет в Подмосковье.

Фоторепортаж с соревнований.