Вышел очередной номер краевого литературного журнала «Алтай»

Июль 20 22:52 2018

Читающие земляки с нетерпением ожидают выхода в свет каждого свежего выпуска литературно-художественного, публицистического, культурно-просветительского журнала, чтобы окунуться в этот волшебный мир словесности и открыть для себя еще незнакомые имена, познакомиться с новинками уже полюбившихся авторов, в конце концов – расширить свою эрудицию.

Журнал «Алтай» издается с 1947 года.
Фото с официального сайта Алтайского края

Думаю, второй номер «Алтая»-2018, вышедший в свет совсем недавно, оправдает любые самые смелые ожидания.

Новая рубрика

На первый взгляд, содержание свежего номера «Алтая» составлено по классической схеме: проза, поэзия, дебют, литературное наследие. Однако самые внимательные сразу обращают внимание: «Поэтическая лаборатория».

О, что-то новенькое! Невольно рука тянется открыть именно эти страницы. Известная барнаульская поэтесса Наталья Николенкова, с творчеством которой многие знакомы именно по публикациям «Алтая», представляет своего коллегу Николая Плескунаса. Нет-нет, это не гость из далекой Прибалтики, это наш доморощенный лирик. Николай родился в Барнауле, здесь же учился в классическом университете и институте культуры, творческая лаборатория его тоже тут, в нашем с вами городе.

Его стихи своеобразны, наверняка не всякому любителю изящной словесности сразу же захочется их выучить наизусть и при случае цитировать друзьям. А если вчитаться? Если забыть о красивости и попробовать вникнуть в суть слов? Наверняка откроется неожиданный смысл.

В своем коротком представлении «Крылатая улитка» (уже из этого оксюморона понятно, что речь пойдет о чем-то неординарном) Наталья Николенкова предполагает, что Николай Плескунас мог бы издать свои стихи в сборнике под названием «Только для сумасшедших» (мотивы Гёссе она увидела у самого автора), чем уже вызывает интерес к тому, что скрывается за следующей страницей. Призывая не отождествлять лирического героя с автором, Наталья напоминает, что «настоящий поэт – именно тот, кто стенографирует собственную боль и боль мира как собственную…», и признается, что ей нравится этот рыжий бородатый поэт.

Зацепившись за авторитетное мнение поэтессы, уже не сможешь просто перелистнуть страницы со стихами Николая «Стань космической пылью», будешь читать, чтобы понять и оценить хитро сплетение слов и мыслей, подобное этому:

Кончаются четвертованные ответы

На обезглавленные вопросы.

Не кончается лишь терпение…

Не совсем понятно? Это потому, что здесь строки вырваны из контекста – попробуйте прочитать стихи полностью.

И все же: почему «Крылатая улитка»? Наталья поясняет, что графический автосимвол поэта Плескунаса (он же еще и художник) – улитка с крыльями. Всегда можно ползать, спрятаться, улететь… Какие желания появятся у вас после знакомства со стихами, зависит от вас, вашего настроения. Но как бы то ни было, новая рубрика о себе заявила, заинтересовала, и будем ждать новых взглядов на творческие лаборатории наших литераторов.

Что еще?

География авторов как в разделе поэзии, так и прозы довольно разнообразна: Барнаул, Курск, Санкт-Петербург, Калининград, Новосибирск, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Москва, Сиэтл, Берлин…

Например, можно познакомиться с лирикой Андрея Лушникова, который в два захода работал в нашей «Вечёрке» корреспондентом, а сейчас живет в Вологде. Интересно, как прозаик, раскрывается наш земляк, ныне живущий в российской столице, Дмитрий Мухачёв. Любопытно и свежо звучат строки Зои Межеровой из-за океана; после описания, казалось бы, чисто бытовой картинки она приводит нас к неожиданному выводу: «…я тогда поняла такое, что уже и счастья не надо, – жалкая, пустая затея». Анатолий Кириллин, Станислав Колокольников, Анатолий Пономарёв и другие – у каждого автора есть что сказать читателю.

Всегда интерес вызывают дебютанты. На этот раз ими стали Зинаида Олифиренко из Змеиногорска, представившая драматическую историю «Лучший друг» – о четвероногом питомце; барнаульский лирик Елена Залётина; а также выпускник Литературного института Антон Афанасьев, предложивший свои «Памятки» – краткие мысли, образы. При чтении каких-то из них возникает ощущение чего-то знакомого, порой даже избитого, но есть, на мой взгляд, и очень удачные. Например, это: «Возможно, поэзия стала существовать тогда, когда распели слово». Или это: «Веселье – лихо заломленная шапка на голове у грусти». Наверняка вы обратите внимание и на другие.

В преддверии Шукшинских дней на Алтае актуальна публицистика Дмитрия Марьина и Людмилы Андросовой. Русское зарубежье в номере представляет историк-востоковед Владимир Расов. Его «Ностальгия по царю, или Ожидание вождя» поможет тем, кто интересуется отечественной историей, переосмыслить некоторые судьбоносные моменты, обращаясь к русскому эпосу, к литературным дискуссиям русских писателей, в частности, Георгия Гребенщикова.

Разнообразие тем, жанров, авторских взглядов – возможность найти что-то для себя интересное, открыть новые литературные грани. Не случайно «Алтай» пользуется популярностью не только у нас в Барнауле, крае, но и во многих городах страны. Остается лишь сожалеть, что тираж журнала слишком мал. Однако все номера доступны в электронном варианте в Интернете.

Электронные версии журнала «Алтай» – на сайтах управления по культуре Алтайского края, Краевой библиотеки им. В.Я. Шишкова, «Журнальный мир». Здесь же можно поделиться впечатлениями о прочитанном.

Надежда Гончарова.