Ольгу Дюжину приняли в Союз композиторов России

Июнь 29 12:53 2018

Произведения, сочиненные Ольгой Дюжиной, сегодня исполняют филармонические коллективы не только городов Сибири, но и Белоруссии.

Фото из архива Ольги Дюжиной

Композитор довольно плодотворно работает – пишет новую музыку для оркестров, хоров и камерных коллективов и даже побеждает в различных композиторских конкурсах. А хрестоматия по сольфеджио, созданная Ольгой Дюжиной на материале сибирских авторов, совсем скоро войдет в обиход высших музыкальных учебных заведений России и ряда соседних государств.

Осознанный путь

За плечами Ольги Дюжиной – барнаульская детская музыкальная школа № 4 (ныне ДШИ), музыкальное училище, а затем и Новосибирская консерватория, а точнее, теоретико-композиторский факультет (она училась у известных профессоров Юрия Шибанова и Юрия Юкечева). Как рассказывает композитор: о том, что сочинение музыки станет главным занятием в ее жизни, стало ясно не сразу. Однако первые, пусть и небольшие музыкальные произведения за авторством Ольги Дюжиной стали появляться уже в училище. И сразу же получили высокую оценку педагогов.

— Моим первым учителем был Евгений Кравцов – член Союза композиторов России, который преподавал в Алтайском государственном институте культуры, — рассказывает Ольга Александровна. – Он поверил в меня, направил на путь сочинительства. Вообще, некогда на Алтае существовала композиторская школа. Но она сошла на нет в связи со смертью моего учителя и с отъездом в Москву в 1990-х годах композитора Владимира Пешняка. И все распалось… Я же ступила на этот путь сначала неосознанно, потом же целенаправленно стала участвовать в различных конкурсах, композиторских семинарах. В итоге в 2016 году меня приняли в Союз композиторов России. Это стало еще одним стимулом для творчества.

На самом деле на Ольгу Дюжину как на сочинителя музыки обратили внимание еще в консерватории. Тогда известный барнаульской публике дирижер Владимир Рылов предложил начинающему композитору исполнить ее сочинение — Фантазию для скрипки с симфоническим оркестром на темы оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» на закрытии сезона в Алтайской филармонии. Далее последовали предложения писать музыку для известных исполнителей и коллективов.

— К счастью, я отношусь к тем композиторам, которые не пишут в стол, — делится Ольга Дюжина. – Даже еще во время учебы в консерватории мои сочинения исполнялись оркестрами. Для композитора – это неоценимый опыт.

Музыка в голове

Однако в жизни Ольги Александровны был период, когда ей пришлось оставить музыку, преподавательскую деятельность (по окончании консерватории она работала в АлтГУ, в Алтайском государственном колледже) и уйти в другую сферу. Правда, долго в таком режиме композитор существовать не смогла. И как только она вернулась к сочинительству (ее первым сочинением после перерыва стала кантата «Облака», созданная на стихи Бориса Рыжего для баритона и симфонического оркестра), то тут же на нее буквально посыпались заманчивые предложения принять участие в интересных композиторских проектах.

— В 2015 и 2016 годах я была признана лауреатом Международного конкурса «Мир музыки» (Welt der Musik), который ежегодно проходит в трех странах – Германии, Австрии и России, — пояснила композитор. – Затем я участвовала в открытии Сибирского международного центра современного музыкального искусства в Томске, куда меня пригласили в качестве представителя от Алтайского края. Важным событием в моей жизни стало участие в нескольких международных симфонических семинарах-форумах молодых композиторов стран СНГ «МеждународМолОт», где была исполнена моя «Маленькая сюита для большого оркестра» в экспериментальном варианте – с добавлением таких инструментов, как шаркуны, чаймс, цимбалы… Кстати, не так давно это произведение взяли в свой репертуар Алтайская государственная и Томская областная филармонии. Активно готовлюсь принять участие в хоровом фестивале сибирской музыки – специально к этому событию я пишу сочинение на стихи Ивана Бунина. Завершен еще один большой труд – «Хрестоматия по сольфеджио на материале музыки сибирских композиторов». Работа вызвала большой интерес в различных консерваториях, вузах культуры и искусств России и Белоруссии.

Сегодня Ольга Дюжина не только композитор и преподаватель в Детской школе искусств № 4, но и мать, хозяйка большого дома, грибник и даже азартный рыбак. Как признается она сама, для того, чтобы все успевать, жизнь должна быть выстроена как партитура.

— Многие думают, что музыка – это одно сплошное вдохновение, но это не так,  рассуждает Ольга Александровна. – Прежде всего это труд. Да, пишется музыка в голове – мелодия может сложиться во время прогулки по лесу. Большой труд все это записать, разложить по партиям с учетом особенностей того или иного музыкального инструмента. Бывает, в своей работе я использую известные музыкальные редакторы. Но все же зачастую компьютер мне мешает, ведь самое ценное, когда музыка записывается на больших партитурных листах. В таком формате видишь весь расклад – словно перед тобой оркестр.

Кстати, у Ольги Александровны есть и ученики, которые уже успели достичь успеха в сфере сочинительства музыки. Так, воспитанники Детской школы искусств № 4 Дмитрий Тихонов и Софья Рогова являются лауреатами нескольких международных конкурсов, а Михаил Рожнов примет участие во Всероссийском конкурсе вокальной музыки, который пройдет в Красноярске.

Ольга Дюжина: «Среди композиторов у меня есть авторитеты – Модест Мусоргский, Густав Малер, Игорь Стравинский, Галина Уствольская. Что касается сибирских авторов, то в числе мной почитаемых – Юрий Шибанов, Аскольд Муров, Владимир Пономарёв…».