В Барнауле открылась выставка, посвященная 60-летию Художественного музея

Июнь 08 13:39 2018

В Государственном художественном музее Алтайского края выставлена коллекция русского искусства XIX – начала XX века. На выставке «Время былое…», посвященной 60-летию ГХМАК, можно увидеть несколько десятков полотен известных русских художников – мастеров академической живописи, передвижников и импрессионистов.

Фото Андрея Чурилова

Народная тема

Если быть точным, то 60-летие Художественного музея – событие предстоящее, которое обязательно будет отмечаться в начале следующего года. К этому времени сотрудники музея решили познакомить барнаульцев и гостей краевой столицы с уникальным собранием русского искусства (в фондах ГХМАК – художественные произведения XVI–XXI веков). Поэтому выставка «Время былое…» — лишь часть масштабного проекта, задуманного к юбилею, включающая в себя ровно столько знаковых экспонатов, сколько могут вместить в себя стены временного здания музея.

— На этой выставке — настоящие шедевры музейной коллекции, — рассказывает старший научный сотрудник ГХМАК Наталья Гончарова. – Это и жанровая, и портретная живопись, и предметы быта, позволяющие погрузиться в эпоху прошлого. Поэтому вниманию посетителей мы представили предметную коллекцию – уголок, оформленный в стиле XIX века. Здесь можно увидеть и образец женского городского костюма, и предметы узорного ткачества и вышивки мастеров дореволюционной России — скатерти, полотенца, а также самовар польской работы, шкатулку-сигаретницу с инкрустацией перламутром, сделанный из папье-маше лакированный поднос.

Действительно, на выставке главенствует народная тема. Не случайно авторами большого числа представленных полотен стали художники-передвижники, которые старались запечатлеть сцены из реальной жизни простых людей. Это картины «Хлев» Павла Ковалевского (несмотря на свое прозаическое название, это полотно напоминает работы художников – малых голландцев), «Благословление невесты» Сергея Грибкова (в ГХМАК хранится этюд мастера к большому полотну, представляющему обряд благословения перед свадьбой), «Гадание» Алексея Стрелковского…

— Пожалуй, главной работой в этой экспозиции стало полотно «Увлекательные речи» позднего академиста Николая Бодаревского, — продолжает Наталья Викторовна. – На ней изображена сцена свидания в парке – сюжет довольно популярный в мещанской среде. Говорят, состоятельные люди очень любили заказывать этому художнику портреты, а его работы нередко переводили в эстампы, в открытки. За популярные и порой фривольные картинки Николая Бодаревского даже хотели исключить из Товарищества передвижных художественных выставок. Однако мастерство живописца все же перевесило – не случайно его приглашали для участия в росписи храма Христа Спасителя в Москве и храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Гордость коллекции

В продолжение народной темы, связанной с идеями передвижничества, на выставке представлена небольшая бронзовая скульптура «Крестьянин в телеге» Евпраксии Карповой-Каншевской. Необычной и даже эпохальной стала работа художника Николая Богданова-Бельского «Новые хозяева». По мнению сотрудников музея, существует несколько вариантов этого полотна. И есть все основания полагать, что именно работа, хранящаяся в фондах ГХМАК, неоднократно экспонировалась на самых престижных выставках.

— «Новые хозяева» отражает период гибели дворянских усадеб (это время хорошо описано у Чехова в пьесе «Вишневый сад»), — комментирует Наталья Гончарова. – И, глядя на это полотно, хочется понять, смогут ли оценить новые хозяева ценность обретенных владений.

Представлены на выставке и художники более поздних объединений – таких как «Мир искусства», «Союз русских художников», которые в своем творчестве обращались к теме усадеб, дач. Есть здесь и полотна с элементами импрессионистической живописи – по мере приближения к такой работе отчетливей видно мазки – несмешанные цветовые пятна, которые при взгляде издалека смешиваются и образуют нужный оттенок. В этой технике больших высот достиг художник Константин Коровин. На выставке представлено его полотно «Дамы на террасе», где, по предположениям искусствоведов, изображены дочери Фёдора Шаляпина – большого друга художника.

Логично, что рядом с полотном Константина Коровина расположилась работа Сергея Виноградова «Красная дача». Оба мастера – ученики известного художника Алексея Саврасова.

Представлена и работа «Портрет Зинаиды Окуньковой» Леонида Пастернака – отца известного поэта (Зинаида Николаевна – одна из первых русских женщин-врачей). Есть здесь и полотна Леонида Соломаткина — художника, которого называют «Гоголем в живописи». Настоящей гордостью коллекции является и работа неизвестного художника второй половины XIX века, на которой изображен портрет мужчины в охотничьем костюме. Это полотно было передано в музей от жителя Барнаула в очень плохом состоянии – без подрамника, будучи скрученным, как тряпочка, с утраченным красочным слоем. Однако после того как томские реставраторы привели картину в порядок, она долгое время являлась украшением постоянной экспозиции «Шедевры русского искусства».

Выставка «Время былое…» будет работать до октября по адресу: ул. Горького, 16.