«Аквариум» отметил в Барнауле 45-летие и представил свой новый альбом

Июнь 08 15:34 2018

В Барнауле состоялся-таки концерт группы «Аквариум». Ее бессменный лидер Борис Гребенщиков должен был посетить наш город еще в марте, однако из-за болезни (БГ экстренно был госпитализирован с воспалением легких) он перенес масштабный тур по Сибири на конец мая.

Фото из сети Интернет

Нерв эпохи

И вот БГ в Барнауле! Зал ДК моторостроителей полон до отказа – ведь он вместил не только тех, кто намеревался посетить мартовский концерт (купленные билеты были действительны), но и тех, кто к этому моменту успел проникнуться новым альбомом «Время N», в котором, как и в прежней «Соли», немало песен-шедевров. Развешанные по городу афиши сообщали о том, что выступление БГ будет посвящено выходу нового диска, а также 45-летию «Аквариума» – свой юбилей коллектив отметил в прошлом году. Вероятно, поэтому из уст Бориса Борисовича можно было услышать хиты из прежних альбомов – таких как «Равноденствие», «День Серебра», «Синий альбом», «Лилит», «Навигатор», «Русский альбом», «Архангельск»… Но Гребенщиков не был бы Гребенщиковым, если б в каждом своем выступлении не действовал по наитию – потому-то все концерты в рамках одного тура не похожи один на другой, а давно известные всем композиции не звучат под ностальгическим соусом вроде The Best или «Лучшее за 45 лет». Этот человек явно чувствует нерв эпохи, а потому и поет лишь то, что ко времени и к месту, а главное – по его нутру.

Публика давно смирилась с его буддистскими замашками и перестала придавать значение всем индийским «примочкам», сопровождающим концерты БГ (это и вывешенный над сценой портрет богини музыки и вдохновения Сарасвати, и звучащие перед выступлением мантры, и развеянные по залу благовония)… Как когда-то пояснил Борис Гребенщиков, с помощью этих манипуляций он, дескать, пытается воздействовать на энергетику зала – и особенно на те помещения, где в былые времена проходили партсобрания. Что ж, это его право. Люди, которые приходят на его концерты, любят его таким, верят ему всецело… Поэтому все эти давнишние поклонники творчества «Аквариума» не могли не заметить, что в последние годы песни БГ изменились – они перестали быть пасторальными, благостными и умиротворяющими. Они стали яростней, острей, все чаще встречаются в них беспощадные формулировки относительно нашего времени. И последние альбомы – яркое тому подтверждение. Они свидетельствуют о том, что перед нами новый БГ, хотя, как казалось, его творчество давно обрело идеальные формы и вроде как нет смысла что-то менять.

Даже из своих старых альбомов он во время концерта то и дело выуживал песни, отличающиеся злободневностью (в основном из «Русского альбома»). Но все же в программе было место и хитам – на радость фанатам БГ спел «Стаканы», «Сидя на красивом холме», «Гарсон № 2», а во время исполнения песни-гимна, а для кого-то и песни-манифеста «Поколение дворников и сторожей» зал как по команде поднял вверх зажженные фонари сотовых телефонов – получилось трогательно и грандиозно. На время показалось, что все присутствующие – одна большая семья с общим прошлым и примерно одинаковыми этапами взросления.

Сибирский тур

Бывало, в прежние времена Гребенщиков со сцены много шутил, обменивался со зрителями репликами. Во время барнаульского концерта он лишь поздравил публику с Днем Святой Троицы, перед антрактом заявил о необходимости в перерыве «по священным правилам Сибири», а в конце программы не забыл по-буддистски напомнить о том, что встреча в данное время и в данном месте отнюдь не случайна. Стоит ли говорить, что любая произнесенная им фраза вызывала шквал аплодисментов и одобрительных выкриков.

Вообще, с Барнаулом у БГ сложились давние тесные отношения – правда, во времена, когда наш земляк Евгений Колбашев занимал должность концертного директора «Аквариума», туры Гребенщикова по Сибири были более частыми. Последний раз он выступал в нашем городе пять лет назад, отмечая 40-летие группы. На этот раз Борис Борисович посетил Барнаул тоже в рамках сибирского тура – после он отправился в Омск, а затем в Новосибирск и Красноярск. Жаль только, что во время пребывания в нашем городе он не запланировал уличного выступления: бесплатные концерты под открытым небом – одна из любимых традиций БГ. Подобный концерт должен был состояться в Омске, но из-за непогоды был отменен. Кстати, говорят, что, выступая перед нашими соседями, Гребенщиков исполнил намного больше песен из нового альбома. В Барнауле же один из фанатов жаловался на то, что зря выучил довольно сложную заглавную песню из «Времени N» – она, увы, в концерте БГ не прозвучала.

Зато, когда по окончании концерта группа покинула сцену и весь зал остался стоять как вкопанный, дружно скандируя: «БГ! БГ!», почему-то не верилось, что Гребенщиков выйдет (хотя раньше всегда выходил и в отличие от других играл не одну, а несколько песен). То ли потому, что слишком долго умоляли, то ли потому, что серьезный материал исключает выступления на бис (вспомнилось и то, что в этом году он все-таки отмечает свое 65-летие)… Но он вышел! И, как всегда, взорвал зал, исполнив песни из давно знакомых альбомов.

Альбом «Время N» записывался в Лондоне, Санкт-Петербурге и Лос-Анджелесе. В работе над пластинкой принимали участие Брайан Ино, гитарист Fairport Convention Ричард Томпсон, участники King Crimson – саксофонист Мел Коллинз и барабанщик Джереми Стейси, симфонический оркестр из Киева, болгарский хор, музыканты из Туниса и Израиля. Продюсерами записи выступили британский рок-музыкант Стив Джонс (один из основателей Sex Pistols) и сам Гребенщиков.