Мастера-кукольники представили интерпретации картин из фондов Художественного музея

Июнь 03 18:20 2018

Взглянуть на известные полотна другими глазами, увидеть то, что не вместила в себя картинная рама, предлагают в Государственном художественном музее Алтайского края. Здесь действует выставка «Куклы в зеркале художественных полотен» – необычный музейный проект, позволяющий перенести сюжеты картин в трехмерную плоскость.

Каждая кукла – синтез скульптуры, живописи и дизайна.
Фото Натальи Катренко

Приумножение знаний

Идея воплотить запечатленные художниками образы в куклах принадлежит ученому секретарю ГХМАК, куратору выставки Людмиле Корниковой. Именно она еще в прошлом году предложила мастерам из различных уголков нашей страны и даже других государств поучаствовать в проекте, приуроченном к 60-летию Художественного музея. В итоге на этот призыв откликнулось почти полсотни мастеров.

— Для того чтобы стать участниками проекта, художники должны были выбрать для воплощения понравившуюся работу из коллекции Художественного музея, – рассказала Людмила Владимировна. – Мастера очень ответственно подошли к решению этой задачи – они настолько тщательно изучили историю создания того или иного полотна, особенности изобразительной манеры художника, что порой приумножали наши знания о работах, хранящихся в музее.

К примеру, известное полотно Ивана Макарова «Портрет В.Н. Львовой ребенком» было интерпретировано дважды. Одна из работ принадлежит московской художнице Светлане Дубодел, она не просто оживила образ девочки в кукле, но и нашла свадебный портрет героини, представила его копию в рамках выставки. Свой детский образ Варвара Николаевна Львова подарила своему мужу в день свадьбы, когда ей было 25 лет, – именно в момент, запечатленный на акварельном портрете, который можно увидеть в музейных витринах (его автор – подруга Светланы Дубодел).

Вторую куклу с картины смастерил наш, барнаульский мастер Татьяна Калинина – экономист по специальности, которая в свободное время с удовольствием занимается творчеством. Словно живая, в углу выставки сидит старушка – женщина непростая, дворянского происхождения, с глубоким взглядом и явно изысканными манерами. Она будто спустилась с соседнего полотна работы Павла Чистякова «Женский портрет».

— Автор этой куклы – мастер Галина Кочкина, которая поначалу не разглядела в героине высокого происхождения, – пояснила Людмила Корникова. – Поэтому первоначальный наряд этой женщины представлял собой простое серое деревенское платье. Но стоило мастеру погрузиться в историю этого полотна, как тут же был изменен наряд на дорогое кружевное платье, а саму женщину мастер решила укутать в красивую шаль.

Автор куклы – из Ельцовского района, из небольшого села Мартыново. Но это не мешает Галине Кочкиной участвовать в престижных конкурсах, пробовать свои силы на всероссийском уровне. В 2016 году она завоевала первое место в России на конкурсе «Кукла года».

Синтез искусств

Каждая кукла – субъективное восприятие того или иного полотна ее автором, его переосмысление. Поэтому у трехмерных персонажей зачастую можно наблюдать свой характер, более продуманные детали одежды, а также детали, не прописанные на полотне.

К примеру, Аллана Швайликова из Туапсе, взявшись за полотно Константина Маковского «Унтер», решила додумать образ офицера и разместила рядом со стулом, на котором тот сидит, маленькие туфельки. Художница представила, что дома этого человека ждет маленькая дочь и все мысли военного – только об этой подрастающей без него девочке. Есть на выставке и кукла, созданная алтайским мастером Татьяной Плотниковой по мотивам работы Елены Романовой «Портрет матери Шукшина». Причем в трехмерном виде Мария Сергеевна передана более точно, в ней виден характер, отношение к жизни.

— Мы не ограничивали мастеров в техниках, – рассказывает куратор выставки. – Поэтому здесь можно увидеть как работы из фарфора (московский мастер Ирина Мещерякова выполнила из этого материала портрет жены Валентина Серова), так и из пластика, дерева, современных полимерных материалов, а также выполненные в технике папье-маше, будуарной, чердачной куклы.

Удивительно трогательно смотрится кукла, словно сошедшая с полотна алтайского художника Александра Ботева, – столь же яркая, задумчивая, не от мира сего. Не оторвать глаз и от чудо-девочки, расположившейся рядом с работой Александра Андрусенко. Явно неслучайно таких детей, родившихся с синдромом Дауна, называют солнечными — все это передано во взгляде, в образе ребенка, воплощенном новосибирским мастером Юлией Троценко.

Талантливо поиграла с цветом и еще один мастер из Новосибирска – Ирина Ржанникова, которая решила придать объем полотну Екатерины Гольдингер «В раздумье». В нем женщина, облокотившаяся на диван, задумавшись, смотрит в окно. Для того чтобы выполнить из пластика ее лицо (на полотне героиня изображена в профиль), мастеру потребовалось изучить материалы создания этой работы, найти изображения модели с других ракурсов.

— Каждая кукла – это синтез скульптуры, живописи и дизайна, – считает Людмила Корникова. – Достаточно сказать, что при изготовлении костюмов и аксессуаров для представителей этой коллекции зачастую использовались антикварные ткани, а также современные дизайнерские материалы.

На выставке свои работы представило около 40 человек – мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Эстонии и целого ряда сибирских городов. Они предложили свою интерпретацию известных полотен Ивана Тропинина, Константина Маковского, Ивана Макарова, Павла Чистякова, Николая Богацкого, Валентина Серова, Кристины Робертсон, Геннадия Борунова, Владимира Терещенко, Владимира Проходы, Любови Костенко и др.