Барнаулец Алексей Калашников стал чемпионом Сибири по драг-рейсингу

Июнь 03 15:25 2018

Два дня на аэродроме Панфилово в селе Новороманово (Калманский район) проходил чемпионат Сибирского федерального округа по драг-рейсингу (парные гонки по прямой на 402 метра), совмещенный с чемпионатом Алтайского края по этой дисциплине.

За битвой моторов и пилотов следили почти пять тысяч зрителей.
Фото Ярослава Махначёва

Погодная магия

Судя по всему, если мы хотим лета, нам каждые выходные надо проводить турниры по драг-рейсингу. А то и каждый день. Смех смехом, а все дни, предшествующие заездам, было холодно и мокро. Проблема еще и в том, что заезды в драг-рейсинге запрещено проводить при малейшем дожде – скорости тут такие, что покрытие должно быть абсолютно сухое. Да еще и финальная часть пути к аэродрому проходит через поле, которое в распутицу превращается в танкодром.

Эту проблему решили, открыв на время гонки дорогу к месту старта через местную колонию поселения. А вот погодный аспект вопросы вызывал. Правда, председатель Алтайской федерации автоспорта, один из основоположников драг-рейсинга в крае Андрей Ан, утверждает, что при подготовке, проезжая через грязь в плюс 6 к взлетной полосе, он свято верил в хорошую погоду – и не ошибся. В субботу было тепло и сухо, а в воскресенье даже жарило не по-детски. Закончились соревнования – у нас опять холодно и мокро. Делайте выводы.

Это точно «запорожец»?

В первые дни участников, которых собралось около 60, ждала квалификация, по итогам которой определили финалистов. Автомобили традиционно разбили на четыре класса. И в каждом было на кого посмотреть. В первом, например, приз зрительских симпатий, если бы он вручался, явно бы получил Александр Александров из Рубцовска. И за героизм, и за смекалку. Участвовать в дрэг-рейсинге на «запорожце» — это одновременно и то и другое.

Конечно, «запорожец» у него не рядовой. С выбором болида для доработки Александр не сомневался – это своего рода дань уважения своей первой машине. И когда купил ее, стал думать, как ее дорабатывать. Изменения, конечно, были существенны. Во-первых, поставил двигатель от «лады» 12-й модели. Причем туда, где у «запорожца» мотор с рождения, то есть сзади. Удивительно, но новый движок вошел как родной. Изменил систему охлаждения, для безопасности переделал подвеску и тормозную систему. Но, главное, внешне это остался все тот же старый добрый «запорожец», причем он стоит на учете, на ходу. До Барнаула рубцовчанин ехал своим ходом, удивляя водителей попутных машин темпом передвижения – в обновленном «запорожце» около 120 лошадиных сил.

— Люди подходят, спрашивают: «Это точно «запорожец»? – улыбается Александр.

Работа для всех

А на динамику в драг-рейсинге влияет все. Не только двигатель можно доработать и закись азота поставить – нужно еще массу автомобиля снизить. Поэтому и снимают водители все лишнее, некоторые в технической зоне откручивают сиденья.

Там, в этой технической зоне, вообще происходило немало интересного. Это болельщики видят лишь пилота и автомобиль. На самом деле драг-рейсинг – командный вид спорта, и чем выше уровень спортсмена и техники, тем больше человек в этой команде. Тут и механики, и электрики, есть даже юристы с пресс-секретарями.

Причем команда нужна не только в гараже при постройке техники. Ну кто будет выкатывать машину к стартовой зоне? Нет, все они на ходу. Но некоторые пилоты предпочитают не ехать к старту самим – не потому, что они такие короли и им приятно, когда техники катят автомобиль. Просто чем ниже температура двигателя – тем лучше машина поедет. Вот и не заводят они его лишний раз. А едва машина вернется с финиша к месту старта, тут уж и вовсе работа закипает. Один опрыскивает с пульверизатора радиатор, другой обкладывает льдом двигатель, третий через компьютер оперативно меняет настройки машинных «мозгов», четвертый парашют складывает.

Почти десантники

Да, вы не ослышались – парашют. Вот и дорос барнаульский дрэг-рейсинг до того уровня, когда на наших соревнованиях стали выступать машины с парашютами. Ими оснащаются самые монстры – машины с двигателями далеко за тысячу лошадиных сил. Парашют выбрасывается после финиша позади машины. Во-первых, он помогает ей быстрее остановиться. Во-вторых, стабилизирует движение. Дело в том, что давление в задних колесах на дрэговых машинах минимальное, 0,3-0,4 атмосферы. И если при скорости 250 км/ч нажать на тормоз, на таких колесах автомобиль запросто выкинет с трассы – вот от этого парашют и спасает.

На этих парашютных монстров и приходят посмотреть болельщики. В Новороманово в субботу и воскресенье таких было несколько. И самой-самой, безусловно, стала машина из Новосибирска, принадлежащая команде пилота Максима Кривобокова. Когда-то этот зверь с двигателем, которому мало места под капотом, и он высовывается наружу через дырку в капоте, антикрылом, парашютом и другими наворотами, был «Тойотой-Соарер». Теперь в японском аппарате от 1600 до трех с лишним лошадиных сил – в зависимости от того, как именно настроена машина под конкретную гонку. За штурвалом этого крестьянско-фермерского хозяйства обычно находится Максим Кривобоков, но на наших стартах его сменил Александр Ридель — командная тактика.

Команда готовится к чемпионату России, который пройдет на следующей неделе в Нижнем Новгороде, и приехать в Новороманово новосибирцы решили для проверки машины. Пришлось им при этом несладко. Наша трасса, какой бы неплохой ни была, для машины такого уровня оказалась не приспособлена. Для такой техники она должна быть проклеена – то есть около 100 метров покрывается специальным составом, к которому шины будто приклеиваются, что улучшает сцепление с дорогой. У нас же такое только в стартовой зоне, вот и мотыляло бешеный новосибирский табун почти все 402 метра.

Однако команда такой проверкой осталась довольна, что уж про болельщиков говорить? Когда Ридель в стартовой зоне прогревал резину, рев стоял такой – ей-богу, на выступлении «Стрижей» в День города было тише. И, конечно, не мог остаться не замеченным титульный спонсор на борту – PornHub. Каким-то образом команда заключила договор с крупным ресурсом для взрослых. Ридель говорит, что у организаторов по поводу такой рекламы, как и у Роскомнадзора, претензий нет.

Внешность — не главное

Участников чемпионата России, как предстоящего, так и прошлых лет, в этот раз в пригороде Барнаула было немало. Причем у машины такого уровня не обязательно все должно быть, как сказал Андрей Ан, «навыворот». Вот автомобиль томича Владимира Виля – скромная «восьмерка». Конечно, видно, что это не серийный экземпляр, но не более того. А под капотом – около 400 лошадей. Сколько точно, Виль и сам не знает – никогда не замерял.

253,5 км/ч –максимальная скорость, показанная на соревнованиях в Новороманово.

Владимир в Новороманово был, пожалуй, самым возрастным участником, ему 48 лет. Нынешние заезды у него не получились – то фальстарт, то другая ошибка.

Виль неоднократно участвовал в чемпионатах России, дважды был там вторым. А начинал он свой путь десять лет назад как раз на аэродроме Панфилово.

— Те, кто думает, что здесь только битва моторов, ошибается. Вы попробуйте проехать на такой машине,– говорит он.

Наша надежда

Все внимание болельщиков в эти дни было приковано к барнаульцу Алексею Калашникову. Из наших участников чемпионата России он был единственным, кто вышел на старт в Новороманово – остальным то запчасти не пришли, то мотор «застрелился» при подготовке. То, что Алексей, представитель команды AltayRacingTeam, свой класс выиграет, было очевидно. Задача была другой – выехать из девяти секунд. Это едва не получилось в первый день – в квалификации Калашников промчался за 9,003 секунды, едва не установив новый рекорд трассы (он равен 9,016 секунды). Во второй день Алексей как ни старался, так и не смог улучшить достижения.

Перед финалом в технической зоне рядом с машиной Алексея, «Тойота-Марк II», была тишина.

— Наш принцип: лучше в гараже все сделать, чем потом тут по жаре с ключами бегать, – поясняет Алексей.

Пять лет назад Калашников занялся драг-рейсингом. Хоть по образованию он и инженер, в технической части был не так силен, как требуется, поэтому для работы над машиной позвал друзей. На этой базе и появилась команда AltayRacingTeam. Для их машины старт в Панфилово стал первым в сезоне.

— Зиму пережили хорошо, больших работ не было. Перед прошлым сезоном собрали новую конфигурацию, обкатали, но потенциал еще не раскрыт. В Грозном на чемпионате России проехали за 8,8 секунды. В этом задача – 8,3 секунды.

Были в карьере Калашникова и победы на Кубке России, и серьезная авария, после которой ему, признается честно, было страшно садиться в машину. Впереди – новый чемпионат России, к которому он готовится в статусе главной надежды нашего драг-рейсинга.

Вместо послесловия

Барнаул, судя по тенденции, постепенно становится если не лидером сибирского драг-рейсинга, то авторитетом уж точно. В прошлом году мы впервые провели этап чемпионата СФО, в этом – Алтаю выпало открывать эти соревнования. А уже в ходе подготовки стало известно, что и второй этап пройдет тут. Турнир с многолетней историей «Кузнецкая жара», проходивший в Новокузнецке, в этом году отменен. Точнее, его перенесли, и не куда-нибудь – а к нам. Так что в Новороманово снова будет жарко. Хочется верить, во всех смыслах.

Алексей Калашников: «Если вы хотите попробовать себя в драг- рейсинге, приезжайте в один из драг-уик-эндов в Новороманово, проедете на своем автомобиле. Поймете, что это, какой у машины потенциал, нужно ли вообще это вам».

Фоторепортаж с чемпионата Сибири по драг-рейсингу.