Испытано на себе: ученик вулканизаторщика

Май 25 12:00 2018

Сегодня компания «Нортек» (ранее Алтайский шинный комбинат) входит в пятерку лидеров отрасли в России. Корреспондент «ВБ» решил в цехах компании освоить профессию вулканизаторщика. Интересно было все: навыки, эмоции, общее впечатление о производстве.

Фото Андрея Чурилова

В отделе кадров мне сказали, что рабочие требуются, но нужно, чтобы было хотя бы среднее образование. Оно у меня есть, и, уже сфотографированный анфас в бюро пропусков, я стою на проходной с электронным документом наготове.

Инженер по охране труда Ольга Роговая провела инструктаж и направила меня к инженеру по подготовке кадров Любови Дружининой. Любовь Викторовна на комбинате трудится 34 года, производство знает, и кому, как не ей, вводить в профессию таких, как я.

Не хочу тянуть резину

— А почему вы выбрали именно цех вулканизации? – интересуется инженер. – Производство у нас начинается с цеха подготовки сырья, есть основные цеха и вспомогательные.

Зная, хоть и понаслышке, этапы производства шин, отшучиваюсь: «Не хочу тянуть резину, Любовь Викторовна. На вулканизации если уж что сделаешь, то видишь готовое изделие, готовую шину».

Любовь Дружинина объяснила все тонкости обучения. После десяти дней стажировки, когда ученик должен только наблюдать за работой мастера, наставник доверит подопечному производственные операции, которые раз за разом будут все сложнее. Обучение, в период которого выплачивается сначала только стипендия, а потом и премия за выработку изделия, длится от месяца до пяти.

Кстати, в цехе я сразу понял всю серьезность инструктажа в отделе охраны труда. Непрерывно движущиеся конвейеры, предупреждающие сигналы автокаров требовали постоянного внимания и собранности.

Мы с Денисом

В наставники мне дали специалиста Дениса Митина. Как я понял, вулканизаторщика-аса. Если в среднем мастера обслуживают 12 форматоров, то мой наставник, а значит, теперь и я, – 18. Многостаночники! Познакомились. Денис на комбинате варит шины 11 лет.

— Знаешь, много где и кем работал. На последнем месте автослесарем, но мастерская закрылась. Искал работу. Ребята подсказали: «Иди на шинный – не пожалеешь».

— Не жалеешь?

— Столько лет бы не проработал: здесь стабильно, все вовремя.

Форматор-вулканизатор – это такая, как я для себя определил, «вафельница», состоящая из двух половин, с узором будущего протектора внутри. Заготовка шины в ней буквально варится на пару под высоким, в 12 атмосфер, давлением. Выходит из форматора уже в привычном для нас виде. Кроме формы, резина после вулканизации приобретает и все необходимые для надежной эксплуатации качества.

Мы с Денисом делаем шины для трактора «Беларус», и наши «вафельницы» размером с большой автомобиль. Есть форматоры больше, есть меньше. На комбинате производят шины как для БелАЗов, тракторов К-700, для прицепной техники, так и совсем маленькие, для легковых автомобилей. На площадке ОТК (отдела технического контроля) я видел шины ну не меньше двух метров в диаметре.

Чтобы не было брака, нужно проколоть

Наставник машет мне рукой: «Форматор прогрелся. Вот шило». И, подойдя к заготовке, похожей на огромный мягкий бублик, начинает прокалывать будущую шину. Оказывается, при сборке в конструкции может оставаться воздух, и, чтобы его выдавило паром, необходимо по периметру через каждые десять сантиметров проткнуть заготовку. Начинаю колоть. Резина сырая, мягкая, и шило входит в нее легко. Но Денис смеется.

— Ты, ученик, так на чай без сахара не заработаешь. Нужно быстро.

Через несколько секунд будущая шина вся в проколах.

Шины для нашего трактора вулканизируются 70 минут. Алгоритм работы Дениса такой, чтобы все 18 вулканизаторов работали в четкой очередности. Тогда есть время и отдохнуть, и перекусить. Цикл работы непрерывный, и обедает вулканизаторщик в то время, когда позволяет выстроенная очередность работы форматоров.

Наставник тельфером (маленький такой подъемный кран) загружает заготовку и, подойдя к пульту управления, нажимает ряд кнопок. Верхняя часть медленно опускается. На пульте загорелся красный огонек. Процесс вулканизации начался. Кроме датчиков, вижу на пульте с десяток табличек с надписями и полосками штрихкода.

— Раньше, – объясняет мне наставник, – если произошел какой-то сбой, нужно было бежать к телефону или к начальнику цеха. Сейчас здесь вывешены штрихкоды наиболее вероятных возможных неисправностей. Если это случится, – Денис достает из кармана ручной сканер, – я подношу сканер к штрихкоду. Специалистам соответствующей службы приходит СМС-сообщение или информация выводится на монитор компьютера, и они спешат мне на помощь, – объясняет Денис. – Постоянное внедрение современного оборудования значительно улучшает и облегчает работу на производстве.

Форматор начинает обдавать влажным, банным жаром. Но нам, вулканизаторщикам, некогда здесь стоять. Загорелся зеленый огонек окончания процесса вулканизации на пульте очередного агрегата. Потом следующего… И подошло время вынимать нашу шину. Форматор раскрывается… Вот она! Моя первая шина. Самая красивая из всех, что я видел.

140 моделей шин для автомобилей, индустриальной и сельхозтехники производит «Нортек» сегодня.