В музее «Город» открылась выставка «Советские гитары»

Май 18 14:50 2018

Гитары акустические, электронные, фирменные и кустарные, эксклюзивные и представляющие собой отечественный ширпотреб: в музее «Город» представлено более 80 инструментов из коллекции барнаульца Максима Коротайских, который впервые решил обнародовать главное увлечение своей жизни.

Фото Натальи Катренко

Подражание мастерам

На время в одном из музейных залов воплотилась мечта каждого рок-музыканта – потрогать руками разных марок «звучащее электричество», примерить на себя всевозможные модификации гитар. Представленные на выставке экспонаты изготовлены в 1960-1980-х годах прошлого века. Причем сделаны они не только на территории СССР, но и в странах бывшего соцлагеря – Чехословакии, ГДР, Польше. В этом – фишка коллекции, ее главная тема.

Сам коллекционер – явно любитель музыки электрической, так как среди 80 гитар лишь две акустические. Причем начало этой обширной коллекции было положено, когда Максим Коротайских учился в школе. Тогда в руки страстно увлеченного рок-музыкой старшеклассника попала джазовая гитара «Орфеус Джипсон», которую в 1970-х годах выпускал филиал фирмы «Българска Кремона».

— Коллекция разрасталась постепенно, от случая к случаю, — поведал заместитель директора музея «Город», куратор выставки Максим Калинин. – Однако последние лет пять Максим Коротайских всерьез занялся ее формированием. Поэтому можно сказать, что она пополняется постоянно.

Особый раздел представляют гитары производства ГДР. Причем среди этих инструментов есть самый дорогой экспонат, приобретенный коллекционером за 1,5 тысячи долларов: гитара марки Herrnsdorf. Есть и гавайская гитара – инструмент внешне очень необычный. Во время игры такую гитару держат на коленях, а играют на ней как на гуслях, только с помощью слайда – металлического держателя, который требуется передвигать по струнам. Представлено на выставке немало инструментов восточногерманской фирмы Musima. Это профессиональные бас-, ритм- и соло-гитары, на которых в нашей стране играли широко популярные в советские годы ВИА – такие как «Искатели», «Песняры». Ценится эта марка среди музыкантов и сегодня, ведь производители вовсю пытались подражать инструментам, сделанным лидерами в изготовлении гитар – известными американскими фирмами Gibson и Fender. Причем главной задачей гэдээровских мастеров было подражание не только по форме, но и по содержанию. Поэтому люди, знающие в гитарах толк, без труда распознают в представленных инструментах знакомые очертания инструментов, некогда виденных в руках Пола Маккартни, Боба Дилана, Курта Кобейна…

По мебельным технологиям

Настоящее буйство стилей представляют собой гитары отечественного производства – всевозможные «Тоники», «Уралы», «Крунки», «Аккорды», «Аэлиты», «Одессы»… Формы большинства из них просто потрясают воображение – одни инструменты похожи на скрипку, другие на секиру, третьи – на космический корабль. К примеру, неудивительно среди гитар эпохи СССР увидеть инструмент, украшенный крейсером «Аврора» (гитара выпущена к 50-летию Великой Октябрьской революции), или с предупредительной надписью «В осветительную сеть не включать!».

— Как правило, советские инструменты делались топорно, – продолжает Максим Сергеевич. – Многие из них производились на мебельных фабриках, а потому при их изготовлении нередко использовалась мебельная фурнитура. К примеру, на некоторых «Уралах» в качестве звукоснимателей использовали магниты, предназначенные для кухонных шкафов.

Безусловно, среди советских гитар встречались и те, что откровенно подражали знаменитым маркам. Однако наши производители на всякий случай копировали форму известных гитар в зеркальном отображении – чтобы за плагиат не пришлось поплатиться. И если «Крунк» делали на Ереванской фабрике музыкальных инструментов, «Урал» – на Свердловской фабрике по производству клавишных инструментов, «Роден» – на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов, то «Аккорд» – на Ленинградском заводе бытового обслуживания.

Кстати, именно гитары «Аккорд» являются предметом гордости коллекционера. Во-первых, потому что они редки (выпускались ограниченным тиражом), во-вторых, в связи с тем, что именно эти гитары стали одним из первых опытов отечественных мастеров по производству инструментов из цельного корпуса. Однако и эта модель оказалась подражанием советских производителей итальянским гитарам фирмы Eko. Не случайно эта гитара пользовалась большой популярностью у отечественных ВИА.

— Но и эта гитара по сравнению с зарубежными собратьями выглядела немного топорно – советское потоковое производство не предполагало ручной выделки, продуманности деталей, – прокомментировал Максим Калинин.

Необычно выглядят и гитары с жестяными корпусами (на подобных инструментах играют музыканты группы «Вопли Видоплясова»), и с двумя грифами, и с разъемом для обычной электровилки. Есть на выставке и электробанджо, и электромандолины, а также гитара, сделанная в домашних условиях (в ней в качестве кнопок использованы советские бытовые выключатели).

Для того чтобы коллекция имела ценность, ее автор трепетно относится к восстановлению утраченных деталей – если их уже не достать на специализированных сайтах, блошиных рынках или развалах, то он делает их своими руками по образу и подобию оригинала.

В рамках Всероссийской акции «Ночь музеев», которая пройдет в Барнауле 19 мая, по выставке «Советские гитары» в музее «Город» (ул. Л. Толстого, 24) будут проводиться экскурсии. С некоторыми экспонатами можно будет сфотографироваться.