Ученые АлтГУ разработали методику определения места происхождения меда

Апрель 26 16:54 2018

В АлтГУ состоялась научная дискуссия на тему «Мед или не мед: методы определения качества и места происхождения меда».

Фото Ярослава Махначёва

В дискуссии приняли участие представители Правительства Алтайского края, ученые и специалисты Сибирского научно-исследовательского института метрологии, Алтайского государственного университета, Алтайского государственного аграрного университета, ведущие пчеловоды и переработчики меда и пчелопродукции Алтайского края: «Меда Алтая», «Алтайский лекарь», «Алтай – медовый край», РОО «Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края», «Мед Алтая», «Нектар Алтая», «Алтайский букет» и другие.

«Отпечаток пальца»

Методику по выявлению уникальности алтайского меда разработали ученые лаборатории биоинженерии опорного Алтайского госуниверситета. В ее основе – анализ инфркрасного спектра вещества. Сама по себе она не нова, но к этой сфере еще не была приспособлена: в нефтяной промышленности с ее помощью определяют сорт и место происхождения нефтепродуктов, в криминалистике этот метод помогает при определении производителя краски, других следов с места преступления.

— Мы берем своеобразный «отпечаток пальца» со смеси веществ, – поясняет заведующий лабораторией биоинженерии АлтГУ Максим Куцев. – У каждого многокомпонентного вещества уникальный ИК-сигнал, и по нему мы можем судить о составе образца. В регионах разная флора, разные климатические условия, все это влияет на состав меда.

«Отпечаток пальца» меда выглядит как ломаный график. У медов из разных уголков Алтайского края графики отличаются, но есть общие показатели, поэтому когда появляется новый образец, его сравнивают с базой данных.

— Сейчас в ней около 600 спектров 69 образцов меда, из них 36 произведены в Алтайском крае, остальные из других регионов страны, из Европы и Китая, – уточняет Максим Геннадьевич.

Теперь, чтобы лаборатории могли работать по этой методике, ее нужно аттестовать.

Не повторять ошибок

Разработка началась в 2012 году, и до 2015-го ученые и производители занимались первичной регистрацией медов. Было зарегистрировано наименование места происхождения товара «Алтайский мед» – то есть официально его можно считать полноценным брендом. Методика ученых АлтГУ еще не регламентирована ГОСТом, но признана Минсельхозом и Роспатентом, они и выдают заключения о признании места происхождения товара, производитель которого обращается за таким подтверждением.

Ученые испробовали несколько способов, подходящих для исследования меда. Споропыльцевой метод недостаточно точен: с его помощью можно определить, из каких растений получен мед, но зачастую это не конкретные виды растений, а только семейства. Этим способом в свое время воспользовались в Башкирии, зарегистрировав «Башкирский мед», где критерием включения в этот бренд стал процент содержания пыльцы липы, то есть любой липовый мед мог считаться башкирским. Алтайские ученые решили не повторять эту ошибку. Изучение ДНК-спектров растений оказалось слишком дорого (на расходные материалы для одного исследования нужно 150 тыс. руб.). Чтобы выявить какую-либо тенденцию при изотопном анализе по углероду, нужна природная аномалия в регионе, иначе результат будет не ярко выражен. А анализ инфракрасного спектра подходил под все требования ученых: методика должна быть недорогой, эффективной, простой для реализации, чтобы требуемое оборудование имелось в лабораториях Алтайского края.

Конечно, и у этой методики пока есть недостатки. Например, если мед произведен в  соседней, Новосибирской области, недалеко от границ с Алтаем, то по данным анализа он будет похож на алтайский. Кроме того, чтобы говорить о похожести, нужен эталон, по нему будут сравниваться все образцы, а сейчас они сопоставляются со всей наработанной базой данных и нет четко определенного процента сходства, при котором мед можно считать алтайским. Так что остаются способы схитрить и зарегистрировать за фальсификатом алтайское место происхождения. Пути решения этой ситуации и обсуждали эксперты в ходе научной дискуссии. После доработки данную методику аттестуют и внедрят в практику.

Первый из брендов

— Алтайский мед является брендовым продуктом, пользуется большим уважением и спросом у потребителей в европейской части страны, поэтому на рынке возникает большое количество фальсификата. Нам необходимы инструменты, с помощью которых мы сможем защищать нашу брендовую продукцию, — отмечает Александр Кондыков, заместитель начальника управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям. – Сегодня порядка 60% «алтайского меда» – фальсификат: по официальным данным, в крае ежегодно производят около 4 тыс. т меда, но под видом алтайского продукта продается гораздо больше. Мед – это первый продукт, на котором начали отрабатывать методику по выявлению уникальности его состава. Перед нами стоит важная государственная задача – иметь научно обоснованную методику, позволяющую достоверно определять место происхождения товара, в частности, другого нашего брендового продукта – сыра.

Для проведения анализа инфракрасного спектра мед подготавливают в течение суток, а обрабатываются образцы всего десять минут.